Арендатор земли не платит налог

Арендатор земли не платит налог

Арендодателю – о последствиях экономии на земельном налоге

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру» Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель.

Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему.

Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54). Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД).

Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03‑05‑04‑02/51336. С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога.

Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы. Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним. В соответствии с ч. 1 ст.

614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно пп. 5 ч. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды.

Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении. Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п.

2 ст. 153 НК РФ). По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется какстоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.

105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

  1. является составной частью арендной платы;
  2. прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда.

В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязануплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором.

А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС. Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст.
614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст.

146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п.

2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.ПримерВ соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога.

Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб.

был возмещен арендатором в августе 2016 года. Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п.

3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016.

С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб.

(143 524 руб. х 18/118). При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст.

162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж).

Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст.

122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%). И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п.

3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03‑02‑07/39318.

* * * Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды.

Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении.

Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Журнал : , Теги: 5850 9750 ₽ –40%

  1. © 2001 — 2021, Клерк.Ру.

18+

Земельный налог при аренде земельного участка

Стороны, закрепив в договорной форме все условия аренды земельного участка, в будущем вынуждены будут обратиться к разрешению вопросов, связанных с порядком начисления и выплаты земельного налога.

Оценка названого налога, как составляющая аренды земли, тесно связана, прежде всего, с его правовой природой.Содержание

  1. 4 Порядок расчета при аренде земли у государства
  2. 3 Требования к порядку выплат налога
  3. 1 Земля в аренде – базовая основа начисления налога на землю
  4. 2 Понятие налога на землю

Земля в аренде – базовая основа начисления налога на землю Законодатель закрепил за собственником право передачи в аренду земельного участка (ст.

607 ГК РФ). К важным условиям договорных отношений по аренде п. 3 ст. 607 ГК РФ относит полное и четкое описание предмета – участка земли. Сторонам необходимо зафиксировать в соглашении об аренде:

  1. цель использования;
  2. границу;
  3. номер кадастровый.
  4. данные о местонахождении земли;

Игнорирование данного требования закона, является поводом для сомнений в юридической чистоте соглашения, с признанием его по решению суда незаключенным.

Понятие налога на землю Каждый собственник или пользователь, независимо от несения бремени оплаты использования участка земли, несет ежегодную обязанность выплат на счет государственного бюджета налога на землю. Земельный налог обязателен в силу закона. Фиксирование величины его ставки принадлежит муниципалитету, территориально контролирующему участок земли (ст.
Фиксирование величины его ставки принадлежит муниципалитету, территориально контролирующему участок земли (ст.

387 НК РФ). Названый обязательный платеж вменен (ст.388 НК РФ):

  1. каждому владельцу участка земли (доли);
  2. постоянному пользователю земли на праве закона (например, в силу аренды или пожизненного владения).

Получатель платежа – бюджет субъекта РФ, так как это местный налог. Наименование налога определяет объект налогообложения – земля.

Причем она может быть отнесена к названному объекту только при условии ее нахождения на территории определенного муниципалитета или же на территории Москвы и Санкт-Петербурга – городов федерального значения (ст. 389 НК РФ). Факт арендных правоотношений на землю служит основанием для уплаты налога из личных средств собственника или постоянного пользователя, но не арендатора.

Например, аренда земли предприятием у физлица послужит причиной бюджетного требования у последнего. Специфика взиманий налога на землю заключается именно в этом. Аренда офисного помещения или функционального здания (его части) не влечет за собой обязанности выплат зем.

налога в силу того, что не происходит переход права собственности на помещение или его часть и, соответственно, на землю под ним (абзац 1 статьи 606, пункт 1 статьи 650 ГК РФ).

Суммарный состав арендной платы, в этом случае, может включать в себя статью расходов арендодателя по внесению в бюджет зем. налога, но лишь при закреплении в договорной форме условия о такой выплате.

Важно! Но при этом налог платит в бюджет сам арендодатель и только он. Договор силу действующего законодательства не может содержать норму о возможности внесения в бюджет зем. налога арендатором вместо арендодателя.

Последнее вытекает из прямого указания налогового закона о выплате налоговых обязательств непосредственно налогоплательщиком. При вхождении земельного надела в имущественную массу паевого инвест.

фонда бюджетное требование должно быть отнесено в адрес управляющего этим фондом. Юридические и физ. лица, являясь плательщиками единого налога (ЕНВД), освобождаются от зем.

налога при условии использовании принадлежащей им земли в целях предпринимательства. Налоговая ставка тесно связана с категорией участка – его качественными характеристиками. При этом тот или иной муниципалитет имеет право вносить корректировки в процентную ставку.

Не редки случаи, когда ставка зем.

налога за прошедший период может отличаться по размеру от установленной на текущий годовой период. Это может быть связано, прежде всего, с внесением изменений в кадастровую стоимость земли в текущем году. Требования к порядку выплат налога Основы правил выплат зем. налога зафиксированы в ст. 397 НК РФ.

налога зафиксированы в ст. 397 НК РФ.

Законодатель предоставил местным органам самоуправления разрабатывать процедуру, вносить временные корректировки по уплате, жестко определив, что принятые ими нормы и организационные решения не должны входить в противоречие с НК РФ. Это требование распространяется, например, на формирование списка освобожденных от уплаты платежей налогоплательщиков.

Как пример такой правоприменительной практики может являться снижение сумм его оплаты пенсионерам на необлагаемую часть, применяемой в некоторых регионах РФ. Для физ. лиц срок уплаты, в том числе и при аренде земельного участка – один раз в год после получения квитанции на оплату – налогового уведомления.

В нем содержатся все необходимые для оплаты реквизиты и приведен размер налога. Такое уведомление налоговые органы должны сформировать до 01 марта года, следовавшего за отчетным. По установившей практике вместе с уведомлением гражданину одновременно представляется форма заявления на случай несоответствия данных, которые содержаться в уведомлении, фактическим обстоятельствам формирования сумм налога по конкретному объекту налогообложения.

Иными словами, для физических лиц расчетная составляющая налога производится соответствующими подразделениями налоговых органов. Для юр. лиц законодатель предусмотрен несколько иную процедуру.

Во-первых, расчет этого обязательного платежа производится ими своими силами. Соответственно, формирование платежных документов, в частности, для уплаты зем.

налога при аренде земли осуществляется ими самостоятельно.

Проявление внимания – это главное при их заполнении. Перепутать банковский счет или налоговые реквизиты разных муниципальных образований нельзя. Ошибка может стоить признанием факта уклонения от уплаты обязательного платежа. Для предприятия и предпринимателя периодичность выплат зем. налога – четыре раза в течение года.
налога – четыре раза в течение года.

При этом платеж в первом квартале, полугодии и по истечении девяти месяцев признается как авансовый, а годовой – формирующий и окончательный. Аванс обязателен к оплате в течение 30 дней.

Первый квартал – до 30 апреля, полугодие – до 30 июля, девять месяцев – до 30 октября.

Окончательный расчет юр. лицу и ИП надлежит произвести до первого февраля, следующего за отчетным годом. Муниципалитету предоставлено право внести изменения в срок уплаты как для физических, так и для юр.

лиц. Однако устанавливать срок, превышающий максимальный временной норматив налогового законодательства, муниципалитет не вправе.

При приобретении юр. лицом земли для строительства на нем жилого дома для населения, платеж устанавливается в 2-кратном размере к последующим платежным периодам на срок три года с государственной регистрации права на землю. Физ. лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, осуществляет расчет и выплату зем. налога по тем же правилам, что и юр.

лица. Для предпринимателя существует лишь одна существенная особенность – земельный налог подлежит уплате только на объекты, которые используются в целях предпринимательства.

Так, если в собственности или на праве владения у ИП имеется земельный надел и он, как физ. лицо, распоряжается им только для личных целей, то эта земля попадает в налоговый режим, который установлен физ.

лицам. Порядок расчета при аренде земли у государства Земля арендуемая у государства, находится в правовом режиме предоставленной в пользование.

Налог, в таком случае, будет являться формой платы за пользование гос. ресурсами и площадью. Данные о земле, как объекте налогообложения приведены в плане, карте, специальной документации и кадастровом паспорте конкретного участка.

Кадастровый паспорт содержит наиболее точную информацию.

Для определения налога существенной является информация о финансовом доходе владельца или пользователя, полученном с земельного участка, а также фактические данные, подтверждающие его плодородность и расположение. При расчете платежа на землю сельхоз. назначения, в первую очередь, учитывается ее качественные характеристики.

Разработан и законодательно утвержден специальный алгоритм расчета земельного налога: Нр=Нс*К1*К2*Оп.

  1. По – общая площадь земли (в кв. м).
  2. К1 – увеличивающий коэффициент ставки в курортных районах;
  3. К2 — увеличивающий коэффициент ставки в связи со статусом города, где находится участок;
  4. Нс — действующая налоговая ставка (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;

Для земельных участков, используемой в сельском хозяйстве, задействованной в жилфонде, а также купленной для возведения жилья, приобретенной для выращивания цветов или растений, огородничества и личного подворья ставка по налогу не должна превышать 0,3%.

Использование земли в иных целях повлечет за собой применение налоговой ставки, исчисленной исходя из 1,5% от ее стоимости, зафиксированной в кадастровом паспорте.

Далее посмотрите полезное видео по уплате земельного налога.

https://www.youtube.com/watch?v=yOrfVdXu4mY Похожие статьи по теме Показать ещё

Кто может законно не платить земельный налог. И пару примеров великодушия местных властей

25 декабря 20181,2 тыс. прочитали2 мин.1,9 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы1,2 тыс.

прочитали до концаЭто 62% от открывших публикацию2 минуты — среднее время чтенияПродолжаем тему налоговой нагрузки на плечи наших граждан и надеемся, что такие материалы помогут нашим читателям найти для себя что-то новое и хоть немного облегчить указанную нагрузку. Сегодня рассмотрим вопрос: Есть ли законная возможность не уплачивать земельный налог?Налоговый Кодекс РФ предусматривает, что такой налог – это налог с дохода от земельного участка. Также из норм действующего законодательства очевидно, что земельный налог относится к местным (доходы в местный бюджет) и это играет определяющую роль в его характеристике.

А также в существовании законных возможностей его не уплачивать.Кстати, такие возможности представлены в законе просто в виде льгот.

Кто должен платить земельный налог и что влияет на его размер?Земельный налог по общему принципу уплачивается любым физическим или юридическим лицом в собственности которого находится земельный участок. Налог не уплачивается в случае если земля находится в аренде или срочном пользовании на безвозмездной основе.

Власти на местах определяют конкретные ставки по земельному налогу, закрепляя их в отдельном региональном законе.

На практике, размер обязательных платежей зависит от назначения земли и наличия льгот по налогу.Например, человек заплатит 0,3% от годовой кадастровой оценки участка, если такая земля используется, к примеру, для сельского хозяйства, огорода, сада и т.д. Для других случаев предусмотрена ставка в 1,5%.

При этом, напомним, что указанные ставки могут корректироваться местными чиновниками.Кто законно может не платить налог на землю?К сожалению, государственный механизм в нашей стране построен таким образом, что многое отдано на откуп местной власти. В том числе, и определение отдельных категорий граждан, которые имеют право на льготу по земельному и прочему налогам.Конечно, есть и федеральный список льготников, но их круг не велик. В отдельных регионах местные чиновники существенно расширяют такой перечень, а кое-где сильно его сужают.

Потому, чтобы разобраться положена ли Вам такая льгота, нужно смотреть местный закон «О земельном налоге».Стоит сказать, что списки «освобождённых» от земельного налога в различных регионах очень сильно разняться, иногда это пять шесть категорий граждан, а иногда и несколько десятков. Поэтому, многие граждане могут быть просто не в курсе того, что им положена такая льгота по земельному налогу.Нужно обязательно поинтересоваться данным вопросом в местной администрации вашего города.Вот ещё, например, список льготников по северной столице нашей страны.Пожалуй, хороший пример великодушия местной власти. Но такие примеры в стране очень не многочисленны.

Плата за аренду и порядок отчисления налогов за земельные участки

По законодательству РФ использование земель является платным. Формами оплаты выступают и налоги.

Арендная плата закрепляется договором по соглашению сторон в соответствии с нормативно-правовыми актами местного и государственного уровня.

Налоги, в свою очередь, представляют собой властные предписания государства пользователям земли на обязательную уплату определенных Налоговым кодексом платежей. При уплате налогов предусмотрены изъятия земель из тех, которые подлежат оплате налога, а также льготы на выплаты налогов по земельным участкам. За земельные участки, передаваемые в аренду, взимается арендная плата (п.

3 ст. 65 ЗК РФ). Определение размера оплаты аренды земельного участка — существенное условие договора аренды земельного надела. Статья 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливает величину платы за аренду земельного участка, который принадлежит государству или муниципальной администрации.

В соответствии с пунктом 1-м размер данной статьи плата определяется основополагающими принципами, установленными российским Правительством.

Это принципы:

  1. Принятие во внимание необходимости в поддержке социально значимой деятельности путем фиксирования размера арендной оплаты в границах, не превышающих земельный налог. Принцип также защищает интересы лиц, которые по законодательству освобождаются от уплаты налога на землю;
  2. Запрет необоснованных предпочтений. Это означает, что размер арендной платы не должен различаться за земли публично-правового образования, относящиеся к одной земельной категории, применяемые для одного и того же назначения и предоставляемые по одинаковым основаниям.
  3. Предсказуемости расчета размера платы за аренду, по которому нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления закрепляется порядок определения суммы арендной платы и ситуации, при которых возможно пересмотреть размер оплаты по требованию арендодателя в одностороннем порядке;
  4. Недопущение ухудшения экономического состояния пользователей и владельцев земельного участка в ходе переоформления ими своих . Данный принцип закрепляет невозможность превышения размера платы за аренду в связи с переоформлением прав на землю более чем в 2 раза по сравнению с земельным налогом на такой земельный участок;
  5. При расчете арендной платы должна быть организована предельно допустимая простота расчета, что означает определение платы на основе ;

Пункт 4 статьи 22 ЗК РФ об аренде земельных участков устанавливает, что размер платы за аренду земли определяется . Естественно, при определении размера оплаты в договоре необходимо опираться на вышеназванные законодательные принципы. Арендная плата, земельный налог, налог на недвижимость и нормативная цена земли являются формами платы за земельный участок (ст.

65 ЗК РФ). Налогообложению подлежат арендованные земельные участки, их и доли земельных участков в общей долевой собственности, предоставляемые физическим и на праве собственности, владения и пользования. Важно! Результаты хозяйственной деятельности не влияют на размер земельного налога.

Земельный налог — местный сбор, относящийся к доходам в бюджет муниципальных властей. Среди всех источников налоговых поступлений налог на землю составляет 12-20 %.

Важным показателем является нормативная стоимость земли — размер вложенных в участок средств или стоимость произведенной на земле продукции. К нормативной стоимости земли также относят рентообразующую способность участка, объем и соотношение спроса и предложения на земельном рынке, спрос платежеспособного населения, инфляцию, налоговые вычеты и прочие факторы.

Нормативная стоимость земли необходима для возмещения ущерба из-за отчуждения земли и вынужденной консервации (долгосрочное сохранение). Арендная плата — разновидность внесения платежей за использование земельного участка, устанавливаемая договором аренды.

Арендная плата является регулярными платежами за аренду земельного надела по договору аренды земли. Величина, сроки и условия внесения платы за аренду земли определяются договором на основании нормативно-правовых актов.

Размер ставки арендной платы прямо зависит от собственника участка. Собственником участка может быть:

  1. Муниципалитет, субъект РФ, государство.
  2. Физическое или юридическое лицо (гражданин или организация);

Земли граждан и организаций сдаются в аренду за плату, которая рассчитывается по определенной формуле: А = С * Р, где

  1. А — размер платы за аренду;
  2. С — рыночная цена земли, рассчитываемая путем независимой экспертизы.

    Независимую экспертизу необходимо проводить не ранее, чем за полгода до даты получения прав арендатора на землю;

  3. Р — ставка рефинансирования Центробанка РФ.

    Ставка рефинансирования устанавливается в начале года и будет действовать только для договоров найма земли, заключенных в этот год.

Государственные и земли местных региональных властей — это преобладающая часть всех земельных участков территории России. Регламентация размеров арендной платы является важнейшей частью определения доходов в казну государства.

По Земельному кодексу РФ арендатор государственных и муниципальных земель может вносить оплату 2-мя способами:

  • Налог на недвижимость.
  • Земельный налог;

Налог на недвижимость был введен 1 января 2015 года и пока не нашел своего закрепления во всех регионах страны, поэтому основная форма расчета арендаторов земли с государством — земельный налог.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации размер арендной платы определяется следующими методами:

  1. На основании кадастровой цены земельных наделов;
  2. По ставкам арендной платы либо методическим указаниям по ее расчету, утверждаемым Министерством экономического развития РФ;
  3. По итогам торгов, проводимых на аукционе;
  4. На основании рыночной цены земель, которая устанавливается законодательством России об оценочной деятельности.

Если арендуемый земельный участок предоставляется арендатору без организации торгов с определенной целью, то плата рассчитывается по кадастровой стоимости в размере:

  • Предоставленных , на котором нет зданий, сооружений, объектов неоконченного строительства и пр.
  • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если при таком снижении налоговая база оказывается равной нулю;
  • Загрязненных отходами высокой токсичности, радиоактивными веществами. Также земли, на которых произошло заражение, загрязнение и деградация, не включая ситуации с консервацией земель и изъятием их с оборота;
  • 0,6 % от кадастровой стоимости в отношении земель:
    • Предоставленных физ. лицу или индивидуальному предпринимателю, чтобы , вести , садоводство, огородничество, дачное хозяйство, сенокошение или проводить выпас животных сельхозназначения;
    • Предоставленных для (сельскохозяйственных земель) в целях осуществления им своей деятельности;
  • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если налоговый вычет меньше налоговой базы.

    В такой ситуации 0,01 % будет действовать в отношении платы, которая равняется размеру такого налогового вычета.

  • 2 % от кадастровой стоимости при земельных участках:
    • Предоставленных недропользователю в целях осуществления работ, касающихся использования недр;
    • Предоставленных , на котором нет зданий, сооружений, объектов неоконченного строительства и пр.
  • 0,01 % от ее суммы в отношении земельных наделов:
    • Предоставленных физ. или юр. лицу, у которых есть право освободиться от внесения земельного налога, что закреплено нормативной базой о налогах и сборах;
    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если при таком снижении налоговая база оказывается равной нулю;
    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если налоговый вычет меньше налоговой базы. В такой ситуации 0,01 % будет действовать в отношении платы, которая равняется размеру такого налогового вычета.
    • Изъятых из оборота, если земля может быть передана в арендные отношения в соответствии с федеральным законодательством;
    • Загрязненных отходами высокой токсичности, радиоактивными веществами.

      Также земли, на которых произошло заражение, загрязнение и деградация, не включая ситуации с консервацией земель и изъятием их с оборота;

    • Предоставленных в целях расположения диппредставительств других стран и консульских учреждений в России, если иной порядок не установлен международными соглашениями.
  • Предоставленных в целях расположения диппредставительств других стран и консульских учреждений в России, если иной порядок не установлен международными соглашениями.
  • Изъятых из оборота, если земля может быть передана в арендные отношения в соответствии с федеральным законодательством;
  • Предоставленных для (сельскохозяйственных земель) в целях осуществления им своей деятельности;
  • Предоставленных физ. лицу или индивидуальному предпринимателю, чтобы , вести , садоводство, огородничество, дачное хозяйство, сенокошение или проводить выпас животных сельхозназначения;
  • 1,5 % от цены по кадастру для земельных наделов в случаях, предусмотренных статьей 39.7 ЗК РФ пунктом 5.
  • Предоставленных физ.

    или юр. лицу, у которых есть право освободиться от внесения земельного налога, что закреплено нормативной базой о налогах и сборах;

  • Предоставленных недропользователю в целях осуществления работ, касающихся использования недр;

При определении размеров арендной платы за землю в разных регионах на различных уровнях применяются свои системы коэффициентов.

К примеру, по Закону Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ

«О регулировании земельных отношений в Московской области»

в определенных ситуациях размер платы за аренду измеряется формулой с 3-мя коэффициентами: А=Аб×Кд×Пкд×Км×S, где А — арендная плата за землю, Аб — базовый размер платы, Кд — коэффициент, учитывающий разновидность разрешенного способа применения земли, Пкд — корректирующий коэффициент, Км – коэффициент, учитывающий территориальное местонахождение надела в муниципальном регионе, S — площадь арендуемой земли.

Если участок подходит арендодателю, то ему будет интересно узнать, .

Что такое поквартирная карточка и где ее можно получить? Узнайте об этом . Планируете приобрести апартаменты?

Подробно узнать всю информацию о данном виде недвижимости можно в .

Земля относится к природным ресурсам в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса России.

В то же время право пользования природными ресурсами не облагается налогом на добавленную стоимость (пп.

17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Учитывая данные нормы, плата за аренду, вносимая организациями или гражданами, арендующими землю у государственных органов или муниципалитета, освобождается от НДС согласно пункту 17 п.

2 ст. 149 НК РФ.

Юридическим лицом, являющимся арендатором, представляется в налоговую по месту своей регистрации соответствующая налоговая декларация по НДС.

Но так как вышеуказанные нормы освобождают арендную плату за земельные участки от НДС, то налоговым агентам необходимо только заполнить раздел 7-ой налоговой декларации об операциях, не подлежащих налогообложению. Второй раздел декларации по такой операции не заполняется. Декларацию необходимо заполнить в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н

«Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»

.

Налоговая сумма рассчитывается в конце налогового периода (1 год) соответственно процентной доле налоговой базы по налоговой ставке, если иной порядок не предусматривается пунктами 15 и 16 НК РФ. Оплачивается налог на сданный в аренду земельный участок налогоплательщиками в бюджет по месту расположения земли. Порядок и сроки уплаты устанавливаются нормативными документами представительных органов муниципалитета (законы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга).

Расчет суммы налога производится формулой: Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

  1. Ст — размер налоговой ставки (налоговая ставка отображается в справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам на сайте Федеральной налоговой службы);
  2. Кв — коэффициент владения землей (используется лишь в ситуации, когда владение составляет неполный год).
  3. Д — размер доли в праве на землю;
  4. в которой Кст — кадастровая цена земельного надела (кадастровую стоимость можно выяснить на официальном сайте Росреестра либо с помощью кадастровой карты);

Налогообложение за определяется за время лесопользования на единицу площади освоенного леса эксплуатационного характера, на которых заготавливается древесина. Взимается налог вместе с платой за использование лесов в размере 5 % от платы за древесину, которая отпускается на корню.

Земельные участки водного фонда облагаются налогом в размере 0,3% от денежной стоимости за единицу площади пашни по региону. Ставка налога на земли водного фонда за границами населенных пунктов, предоставленные предприятиям сфер промышленности, транспорта, связи и прочего назначения в целях создания продукции из рыбы также будет равняться 0,3 %.

При этом не имеет значения, какому предприятию была предоставлена земля водного фонда, главное — это наличие целевого назначения в виде производства рыбных продуктов.

Продажа прав (реализация долей) земельных наделов не облагается налогом (НДС) согласно части 2, главы 21, ст. 146, п. 2 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения также не будут признаваться земли, на которых государственные органы в целях осуществления возложенных на них законодательством полномочий в какой-либо сфере государственной деятельности оказывают услуги населению.

Налог на добавленную стоимость не будет взиматься с земель, исключенных из оборота, на которых расположены объекты культурного наследия, определенные участки лесного и водного фондов.

Если на протяжении года право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельными наделами перешли от одного лица к другому, налог на землю будет считаться и предъявляться к оплате прежним собственником земли, землевладельцем, землепользователем с 1 января данного года и до того месяца (включая его), в котором было утрачено право на земельный надел. Новый арендатор-наследник платит только со следующего месяца после месяца возникновения прав на землю. За земельные участки, на которых расположены наследуемые жилые дома, нежилые здания и сооружения, платить налог следует с даты открытия наследства.

Дата, время, момент открытия — день смерти наследодателя. Если наследодатель объявляется умершим по решению суда, то открытие наследства происходит в день вступления решения в силу.