Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия : что это такое, ее виды и цели


Работа хозяйствующего субъекта связана с тем, что он должен составлять и представлять периодически отчетные данные. Пользователи данных отчетов могут быть самыми разнообразными лицами, в том числе среди них обязательно будут контролирующие органы. В случаях, перечисленных в законодательстве, нужно не только предоставить отчет, но и подтвердить достоверность сведений.

Для этого проводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия.Содержание статьи

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности представляет собой осуществление строго определенными способами проверки данных, содержащихся в бухгалтерских отчетах, с целью установления степени достоверности.Аудит финансовой отчетности проводится в соответствии с действующими нормативами в несколько этапов.Их можно условно представить в следующем виде:

  • Мнение независимого специалиста оформляется в виде заключения. В нем отражается насколько можно доверять данным отчетности.
  • вынесения решения, в котором должно содержаться мнение аудитора о том, на сколько можно доверять представленным данным.
  • осуществление изучения все представленных данных без исключения;
  • сбор информации;

Внимание: составление аудиторского заключения является финальной стадией аудиторской проверки. Нужно помнить, что аудитору дано право представлять аудиторское заключение в виде отказа от подтверждения достоверности информации, содержащейся в отчете.В зависимости от того кто является инициатором проведения проверки данных, содержащихся в отчете, выделяют следующие виды аудита:

  1. Аудит проводимый обязательно в силу действия норм законодательства. Проведение обязательного аудита возможно на основании решения, вынесенного судьей. К проведению такой аудиторской проверки допускаются только аккредитованные специалисты. При его осуществлении специалисты обязательно должны руководствоваться принятыми стандартами аудита.
  2. Инициативный аудит — Она проводится на основании решения учредителей организации или по распоряжению руководства компании. При данном виде аудита объем работы и объекты изучения определяются на основании решения заказчика. Главная цель такой проверки — это оказание помощи компании в восстановлении бухгалтерского учета и осуществления консультирования заказчика.

В соответствии с действующими нормами главной целью проведения аудиторской проверки является установление независимого мнения специалиста о представленных в отчетности данных.Важность аудита выражается в значении, которое в настоящее время придается информации. Она является одним из основных ресурсов работы хозяйствующего субъекта.

Правильное ее восприятие позволяет адекватно принимать на ее основе решения и вступать во взаимоотношения с другими компаниями.Партнерам компании очень важно знать, что представленные в отчетах сведения являются достоверными.Поэтому можно определить следующие цели проведения аудита отчетности:

  1. Определение с какой точностью и правильностью оформления осуществлено отражение сведений в бухгалтерских финансовых отчетах, сформированных за прошедший отчетный год.
  2. Обеспечение высокого уровня достоверности информации, отраженной в отчетности.
  3. Выявление фактов отступления от действующих правил ведения бухучета, отказа от принятых методов учета, несоответствия нормам законодательства с целью своевременного вмешательства и исправления допущенных неточностей.

Важно: проведение аудиторской проверки выгодно и для самого субъекта бизнеса.

Ведь положительное аудиторское заключение независимой экспертной организации это дополнительное подтверждение благонадежности компании.

Нормами законодательства определяются случаи, в которых обязательно должен осуществляться аудит финансовой отчетности.Они определяют критерии, при наступлении которых организация должна привлекать со стороны независимого эксперта. При этом нормативно определяется период, в течении которого должен быть проведен обязательный аудит.В соответствии с нормами аудит обязательно должен проводиться:

  1. Условие по обращению ценных бумаг организации — если ее ценные бумаги обращаются на мировых рынках, она обязана проводить обязательный аудит.
  2. Еще одним критерием проведения обязательного аудита является публичность финансовой отчетности, то есть обязанность субъекта бизнеса осуществлять ее публикацию. Действующие нормы закрепляют, что аудит нужно провести перед тем, как данные финансового отчета будут опубликованы в официальном источнике.
  3. Критерий по объему поступившей в течение года выручки — обязательный аудит компании нужно проводить, если ее выручка за год превысит 400 млн. рублей.
  4. Форма организации предприятия — акционерное общество.
  5. Компания занимается определенным видом экономической деятельности. Согласно законодательству обязательный аудит необходим, если фирма занимается страхованием, кредитованием, клирингом, она является бюро историй по кредитованию, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, негосударственным пенсионным фондам, организаторам торговли, занимается профессионально инвестициями.
  6. Критерий. Который определяется по размеру валюты баланса, отраженной в форме 1 отчетности. В балансе данный показатель на 31 декабря если будет больше 60 млн. рублей, организация должна привлечь к проверке независимых аудиторов.

Внимание: данные случаи проведения проверки отчетности в обязательном случае определены законодательством по аудиту.Федеральными нормами могут определять дополнительные критерии, при наступлении которых необходимо проводить обязательный аудит отчетности за год.При осуществлении аудиторских проверок, исполнитель должен соблюдать не только российские законы в данной области, но также и международные стандарты. Последние носят наименование МСА.Международные стандарты — это список норм, которые приняты Международной федерацией бухгалтеров.

Они имеют действие по всему миру. Российские стандарты по аудиту должны разрабатываться с соблюдением положений международных.Необходимость применять МСА вызвана, в первую очередь, оформлением отчетности по МСФО.

В настоящее время в России используются более 50 адаптированных стандартов МСА.Проверки, как обязательные, так и по инициативе фирмы, могут выполнять как частные аудиторы, так и аудиторские компании.

Но в законе указаны несколько ситуаций, когда проверку может осуществлять только аудиторская организация.В частности, так происходит, если в качестве клиента выступают:

  1. Негосударственный пенсионный фонд.
  2. Страховая компания;
  3. Государственная компания или корпорация.
  4. Фирма, торги ценными бумагами которой осуществляются на биржах.
  5. Кредитная компания;
  6. Фирма, где в уставном капитале государство имеет долю больше 25%.

Важно: кроме этого, производить проверки имеют право только те частные аудиторы и компании, кто состоит в СРО аудиторов.По закону, аудитор обязан отказаться от проверки, если обнаруживается одно из следующих событий:

  1. Компания-заказчик является дочерней компанией фирмы, которая будет выполнять проверку;
  2. Компания-заказчик является одним из учредителей аудиторской фирмы;
  3. Работники, кто-либо из руководства, собственник компании-аудитора имеют в организации-клиенте родственника, и он занимает там должность, предполагающую ведение бухучета.
  4. У компании-заказчика и исполнителя есть одни и те же лица-учредители;
  5. Работники, кто-либо из руководства, собственник компании-аудитора является работником организации клиента, и занимает там должность, предполагающую ведение бухучета.
  6. Кто-либо из работников исполнителя в предыдущие 3 года занимался ведением бухучета в компании-заказчике;
  7. Проверку заказывает страховая организация, которая является страхователем ответственности компании-аудитора.
  8. Собственниками компании заказчика являются собственник аудиторской фирмы, ее руководство либо кто-то из работников;

Закон не устанавливает стоимость аудиторских услуг. Каждая фирма устанавливает ценник в зависимости от опыта и сферы работы.Как правило, цена зависит от нескольких факторов:

  1. Какой аудитор нужно выполнить;
  2. Насколько широка деятельность компании-заказчика;
  3. Какую работу должен провести аудитор;
  4. Насколько качественно у заказчика построен бухучет, есть ли внутренний документооборот.

Если перед исполнителем ставится широкий круг задач, которые необходимо решить в процессе проверки, это повлечет за собой увеличение стоимости услуги.Вид аудитаСредний срок исполненияОриентировочная ценаОбязательный аудитДо 14 днейОт 60 тыс.

рублейИнициативный аудитДо 7 днейОт 30 тыс. рублейАудит в производствеДо 14 днейОт 70 тыс. рублейАудит в торговлеДо 14 днейОт 60 тыс. рублейАудит в общепитеДо 14 днейОт 60 тыс. рублейАудит в сфере услугДо 14 днейОт 60 тыс. рублейАудит в строительствеДо 14 днейОт 90 тыс. рублейАудит ВЭДДо 14 днейОт 70 тыс.

рублейАудит ВЭДДо 14 днейОт 70 тыс. рублейПроцедура проверки может быть условно разделена на несколько этапов.На текущем этапе аудиторская фирма и клиент должны друг с другом познакомиться.

Во время такого знакомства аудитору необходимо получить как можно больше информации, которая позволит однозначно решить — проводить проверку либо отказаться от нее.Также во время этого этапа аудитор должен оценить предстоящий объем работ и установить, есть ли у него необходимое количество специалистов для данной работы. Он должен произвести предварительный расчет будущих затрат, а также рассчитать время, которое ему необходимо будет затратить на проверку.Во время знакомства необходимо получить следующие данные:

  1. Насколько квалифицированные кадры работают в бухгалтерии;
  2. Имеются ли непогашенные обязательства, открытые судебные разбирательства и т. д.
  3. Как клиент взаимодействует с отраслью и регионом;
  4. Есть ли у него специфика в организации и технологии производства;
  5. Автоматизирован ли бухгалтерский учет;
  6. В каком состоянии у него сейчас финансы;

Внимание: если после знакомства аудитор согласен провести проверку, он оформляет письмо обязательство. В нем прописываются права и обязанности каждой стороны, а также стоимость данных услуг.

Если клиент согласен на предложенные условия, то подписывается договор на проверку.Этот шаг обычно занимает наибольшее время в общих затратах на проверку. Здесь необходимо составить план, по которому будет происходить проверка, разделить ее на отдельные участки и на каждый назначить ответственное лицо.Составленный план не считается окончательным.

В случае, если при проведении проверки будут обнаружены какие-либо новые обстоятельства, то план может быть пересмотрен.На этом этапе аудитор также должен провести анализ системы контроля предприятия.

Если он установит, что она строгая, и на ее данные можно полагаться, то проверку можно проводить менее подробно.Далее специалисты должны выполнить перечень процедур, направленных на получение и анализ доказательств:

  1. Устный опрос;
  2. Осмотр;
  3. Инспектирование;
  4. Мероприятия по оценке найденных показателей.
  5. Пересчет;
  6. Осмотр предоставленных документов;
  7. Подтверждение;

Внимание: все это нацелено на выявление фактов деятельности, которые были вообще не учтены при оформлении отчетности, либо учтены неверно.После сбора всех доказательств аудитор из рассматривает и выносит решение о достоверности представленной отчетности. Мнение может быть положительным либо модифицированным. В определенных условиях может быть вынесен отказ в оформлении мнения.Аудиторское заключение — это итоговый отчет по результатам проверки, в котором выражается мнение, составленное по результатам проверки, насколько финансовая отчетность компании является точной и правдивой.Также в данном документе может быть выражено мнение, насколько точным и правильным является построение бухучета в организации.Основным документом, который применяет аудитор во время составления заключения, является стандарт ФСА №6.

В нем подробно указывается, как именно нужно составить заключение и какую информацию в него необходимо включить.В стандарте сказано, что заключение должно включать в себя:

  1. Наименование данного документа;
  2. Кто является получателем заключения — им может быть собственник субъекта бизнеса, председатель совета директоров, собрание акционеров и т. д.
  3. Описание процедуры проверки;
  4. Сведения о компании, какую проверили — полное название, расположение, ее основные реквизиты и регистрационные коды;
  5. Информация об аудиторе, кто проводил проверку — наименование, место расположения, документы, являющиеся основанием для осуществления деятельности;
  6. Введение — в данном разделе должен быть описан временной период, за который проводилась проверки, а также права и обязанности каждой из сторон договора;
  7. Дата оформления отчета и подписи специалистов, которые участвовали в его составлении.
  8. Оценка, которая была выставлена специалистом по результатам проверки — она высказывается одной из предназначенных для этого фраз;

По закону, мнение об отчетности может быть положительное либо модифицированное.Если аудитор выражает положительное мнение, это обозначает, что ему была предоставлена вся необходимая документация в максимальном количестве, аудитор не испытывал никаких препятствий во время проведения исследования, информация, отраженная в регистрах и документах полностью соответствует реальному положению дел организации.Внимание: закон определяет ситуации, когда аудитор не может вынести безоговорочно положительное мнение.К ним можно отнести:

  1. В учетную политику включены нормы, с которыми аудитор не может согласиться, и какие могут повлиять на достоверность данных, включенных в отчет.
  2. Аудитор испытывал сложности при доступе к необходимым для него сведениям;

В таких ситуациях аудитор может указать модифицированное мнение.Оно может делиться на несколько видов:

  1. Отрицательное мнение — оно проставляется в случае, когда аудитор уверен в полной недостоверности данного отчета.
  2. Отказ от вынесения мнения — такое может быть, если аудитору для правильного формирования мнения не была предоставлена вся необходимая документация;
  3. В отчетности были замечены ошибки, но они не влияют на правильность;
  4. Заключение с оговоркой — аудитор не может поставить положительное мнение, однако в то же время у него нет оснований в вынесении отрицательного.

Составленный отчет должен быть подшит в единую пачку с нумерацией каждого листа и скреплением печатью места сшивки.Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») ежегодно составляет рейтинг аудиторских компаний России.

Сведения для него собираются до марта каждого года, после чего производится их анализ и оформление рейтинга по итогам прошедшего года.В настоящее время действует рейтинг, составленный по итогам 2017 года. Он выглядит следующим образом:Номер в рейтингеНаименование аудиторской фирмыМесто нахожденияГод.

доход, млн руб.Численность работников, чел1КПМГМосква9196,00Н/д2“Эрнст энд Янг”Москва6104,00Н/д3“ПрайсвотерхаусКуперс Аудит”Москва5157,001 6914«Делойт и Туш СНГ»Москва4963,0013905«БДО Юникон»Москва1394,00694 Метки:

Статья 5. Обязательный аудит

КонсультантПлюс: примечание.Если до 01.01.2021 начато проведение обязательного аудита организации, которая в соответствии с ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 29.12.2021 N 476-ФЗ) стала вправе не проводить такой аудит, указанные положения к ней с отчетности за 2021 г.1.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными , а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.(часть 1 в ред. Федерального от 29.12.2021 N 476-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Рекомендуем прочесть:  Кассовый аппарат ип патент

Обязательный аудит проводится ежегодно.3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 , от 03.07.2016 )(см.

текст в предыдущей редакции)4. на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.(в ред.

Федеральных законов от 28.12.2013 , от 01.12.2014 , от 03.07.2016 , от 01.05.2017 )(см.

текст в предыдущей редакции)5.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.(часть 5 введена Федеральным от 01.12.2014 N 403-ФЗ)6.

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.(часть 6 введена Федеральным от 03.07.2016 N 360-ФЗ) Открыть полный текст документа

Аудит бухгалтерской отчетности — что это такое, как проводится

2635 Изменения: январь, 2021 года Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия необходима для контроля правильности отражения финансово-хозяйственной деятельности. Она поможет выявить неточности, допущенные бухгалтерией, которые могли быть сделаны преднамеренно или нет.

Цель проверки — предоставление достоверной информации о деятельности компании заинтересованным лицам.

Заключения аудиторов необходимы владельцам бизнеса и надзорным органам.
От аудита ожидают решения следующих задач:

  • Проверка достоверности отображения в отчетности стоимости обязательств и активов;
  • Проверка полноты и корректности фиксации фактов хозяйственной деятельности;
  • Оценка правильности составления сводной и годовой отчетности;
  • Подтверждение права собственности проверяемой компании на активы и обязательства, учитываемые в ее отчетности;
  • Инвентаризация активов, указанных в документах;
  • Оценка соответствия ведения бухгалтерского учета и налогообложения на предприятии нормам законодательства.
  • Оценка достоверности сведений, отраженных в бухгалтерской документации;

​Акционерные общества, банки, страховые компания и биржи должны ежегодно проверять свою бухгалтерскую отчетность, это установлено законодательством.

Также это требование применяется ко всем предприятиям, если один из финансовых показателей или оба превысили установленное значение:

  1. стоимость активов на конец того же периода более 60 млн. руб.
  2. выручка, за предшествующий год свыше 400 млн. руб.;

Отсутствие обязательного аудита карается наложением на организацию штрафных санкций.

Остальным предприятиям также рекомендовано проводить ежегодные проверки бухгалтерской документации. Такой аудит называют инициативным.
Бухгалтерская отчетность разделяется, в зависимости от срока сдачи документов, полноты информации и предназначения, на следующие виды:

  1. общие отчеты.
  2. документы, предназначенные для внешнего использования. Они предоставляются контролирующим органам, инвесторам, контрагентам;
  3. годовая отчетность;
  4. документы для внутреннего использования;
  5. промежуточная отчетность. Содержит сведения о деятельность организации за определенный период, как правило, месяц или квартал;
  6. частные отчеты. Отображают информацию только по отдельным участкам учета;

Есть два метода проверки документов.

Первый называется методом дедукции, если аудитор использует его, он начнет свое исследование с проверки отчетности. Затем перейдет к проверке регистров учета, на основании которых она составлялась. В последнюю очередь будут проверены первичные документы. Второй способ — метод индукции, в нем аудит документов проходит в обратной последовательности.
Второй способ — метод индукции, в нем аудит документов проходит в обратной последовательности. Как проводится аудит бухгалтерской отчетности?

Он проводится в три этапа:

  • Проверка документации. Изучается бухгалтерская отчетность на выявление искаженных сведений. На этом этапе применяются следующие аудиторские процедуры: сбор данных, подтверждение сведений и их анализ. В свое работе аудитор проводит осмотр, пересчет имущества. Для подтверждения найденных ошибок проводится опрос сотрудников, проверка документации. Проверяющий сравнивает отдельные показатели бухгалтерской отчетности, для определения ее достоверности.
  • Планирование. В аудиторскую фирму приходит приглашение от предприятия о проведении проверки. Специалист знакомится с организацией и изучает информацию о ее деятельности. Учитываются отраслевые и региональные особенности, оцениваются системы автоматизации учета и финансового контроля, осуществляемые на предприятии. Затем составляется план проверки и договор, в котором подробно обозначены права и обязанности сторон. Аудиторская проверка будет осуществляться только после подписания документа.
  • Заключение аудита. По завершению проверки аудитор предоставляет руководству компании письменное аудиторское заключение. Если все в порядке, оно будет безоговорочно положительным или с оговорками. При выявлении серьезных нарушений, заключение будет отрицательным. Если было предоставлено мало информации для проверки и анализа, аудитор может отказаться в выражении своего мнения.

В ходе проверки изучаются следующие документы:

  1. Бухгалтерские документы по движению денежных средств.

    Они должны подтверждаться подписью главного бухгалтера, в противном случае не принимаются к учету. Вся информация, находящаяся в учетных регистрах, должна быть подкреплена первичной документацией.

  2. Налоговые декларации.

    Они проверяются на соответствие утвержденным формам и наличие необходимых реквизитов и подписей. Также изучаются сроки сдачи деклараций в налоговый орган.

  3. Пояснительные записки к отчетности.
  4. Инвентаризационные ведомости. Реальные активы и обязательства организации должны соответствовать тем, которые были указаны по результатам инвентаризации.

  5. Отчетность. Для ее составления должны использоваться только типовые формы, установленные на законодательном уровне.

Цифры по одинаковым показателям, находящиеся в разных отчетах должны быть идентичны. В ходе проверки, аудитор может выявить следующие ошибки:

  • сокрытие информации о вкладах;
  • размер уставного капитала не соответствует сумме, указанной в учредительных документах;
  • арифметические ошибки, допущенные при подсчете и округлении цифр;
  • неправильное отражение управленческих расходов;
  • некорректный расчет налога на прибыль.
  • некорректное отражение доходов или убытков организации;
  • несоответствие результатов инвентаризации значениям, указанным в отчетности. Это может свидетельствовать о формальном проведении инвентаризации;
  • отсутствие связей между разными формами отчетности;

При выборе аудиторской компании необходимо убедиться в наличии у нее лицензии на осуществление подобной деятельности и страховки.

Сейчас все аудиторские организации должны страховать свою ответственность, на предмет нарушения договора проведения аудиторской проверки. Также стоит учесть штат аудиторов, в особенности это относится к крупным компаниям, так как для проверки их деятельности потребуется много специалистов.

Аудитор не должен каким-либо образом быть связан с заказчиком и тем более зависеть от него.

При выборе аудиторской фирмы стоит собрать рекомендации и обратить внимание на отзывы предыдущих клиентов.

Аудит является обязательным только для определенного круга компаний, остальные могут проводить его по своей инициативе. Он снизит риски представления контролирующим органам и другим пользователям отчетности недостоверной информации, позволит избежать злоупотребления служебным положением работниками бухгалтерии.

Однако важно выбрать профессиональную аудиторскую компанию, которая успела хорошо зарекомендовать себя на этом рынке услуг.

Какой бы не была проверка (обязательной или инициативной) бухгалтеров предупреждают о ней заранее, поэтому у них есть достаточно времени для подготовки документации для аудиторов. 31 марта 2021 г. · 3 марта 2021 г.

· 18 февраля 2021 г.

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

10069 Содержание страницы Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). Кто должен проходить ? Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности? Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  1. выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  2. выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  3. проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.
  4. проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения?

Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб. Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  1. документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  2. расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).
  3. фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);

Как пройти ?

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным.

Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г.

№307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  1. компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  2. фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  3. компании с организационно-правовой формой ОАО;
  4. компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Аудит проходит в несколько этапов:

  • Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  • Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.
  • Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  1. ;
  2. разрешения, лицензии и многое другое.
  3. налоговые декларации;
  4. уставные документы;
  5. бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче. Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение.

Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный.

Как правило, он содержит следующую информацию:

  1. предложения по корректировке отчетности компании;
  2. методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  3. рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  4. другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора. Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании.

Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью. О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  1. сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  2. название «Аудиторское заключение»;
  3. дату, когда было составлено заключение.
  4. информацию об аудируемом лице;
  5. список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  6. информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  7. результаты проверки;
  8. мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор. Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  1. расходы и доходы отражены неправильно;
  2. арифметические ошибки при расчетах;
  3. размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  4. неверно рассчитаны суммы налогов;
  5. формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.
  6. реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  7. показатели разных форм отчетности противоречат другу;

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности.

Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным.

Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье. Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц. Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание.

Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Инициатор штрафа Причина Статья Штраф ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет).

Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс.

рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц. Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение.

Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс.

до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц.

Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей. Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Обязательный аудит в 2021 году

Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

07.02.2021 подписывайтесь на наш канал

Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2021 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: 1.

если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества; 2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам; 3.

если организация является:

  1. страховой организацией,
  2. клиринговой организацией,
  3. организатором торговли,
  4. бюро кредитных историй,
  5. организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  6. кредитной организацией,
  7. обществом взаимного страхования,
  8. акционерным инвестиционным фондом,
  9. негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  10. управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей; 5.

если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; 6.

в иных случаях, установленных федеральными законами. Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год () Отметим, федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2021 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций. Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом. Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО. Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год.

В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность. Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями. Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно. Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита.

Также в реестр вносится следующая информация:

  1. обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.
  2. перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  3. сведения об аудиторе;
  4. мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  5. период, за который была составлена проверенная документация;

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2021 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести бухгалтерской (финансовой) отчетности. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп.

5 п. 1 ст. 23 НК РФ. От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  1. организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
  2. организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. Центральный банк Российской Федерации;
  4. организации государственного сектора;
  5. организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  6. религиозные организации;

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица. С 1 января 2021 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики. Форма бухгалтерского баланса за 2021 год , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис.

1). Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке). Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны. Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв.

приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/[email protected], вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п.

5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2). Рис. 1 Рис. 2 Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2021 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу.

Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений. При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015.

В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными. Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица. Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения. Темы: , , , Рубрика: , Поделиться с друзьями: Подписаться на комментарии Отправить на почту Печать Проверки контролирующих органов Штрафовали ли в вашу организацию контролирующие органы в течение последних 4 кварталов?

Да, на нашу организацию неоднократно штрафовали. Да, штрафовали один раз. Нет, претензии были, но контролирующие органы ограничились предупреждением.