Как писать православные письмо в церковь

Как писать православные письмо в церковь

Церковные записки — всё что нужно знать


Церковные записки – это прошения, подаваемые в православные храмы. В них перечисляются люди, о ком прихожане просят особым образом молиться на богослужениях. Церковными записками также называют требы (просьбы) о совершении заказных молебнов.

Церковные записки принимаются по просьбе прихожанина и не являются частью обязательного церковного обряда.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник – особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших, и которая подается во время богослужения для поминовения.

Церковная записка, по сути, является разовым помянником.

За наших близких, перечисленных в церковной записке, Церковь молится в ходе общей молитвы, и кроме того, священник поимённо молится за каждого из указанных в церковной записке христиан. Подавая церковную записку, мы делаем сразу три благих дела:

  1. Помогаем себе, ходатайствуя за ближнего, ибо как говорил Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать».
  2. Помогаем приходу, в котором заказывается церковная записка в виде оплаты посильного пожертвования.
  3. Помогаем ближнему, за кого подаётся записка, взывая для него о Божией помощи

Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

(Мф. 18, 19-20) Церковную записку можно подать в любом храме Русской Православной Церкви.

Для этого нужно до начала богослужения прийти в храм и на особом бланке вписать имена тех людей, за кого вы просите молитв.

Если бланков в храме нет, список имён можно составить на любом листке бумаги, поставив сверху восьмиконечный православный крест и заголовок: «О здравии» или «О упокоении».

Далее записку нужно опустить в специальный ящик для записок или передать её в церковную лавку. Пожертвования за подачу записки в разных храмах устанавливаются разные, о них мы поговорим ниже.

Перед началом богослужения все принятые записки передаются в алтарь, где и будут читаться молитвы. Образец заполнения церковной записки Внизу статьи можно скачать бланк церковной записки Церковную записку через Интернет подать можно на официальных сайтах храмов и монастырей, а также через сервис , который является единственным сервисом в Интернете, официально сотрудничающим с православными храмами и монастырями.

Рассмотрим процесс подачи церковной записки на примере сервиса . Итак, чтобы подать церковную записку онлайн, перейдите на сайт ().

Вверху страницы на сайте расположена форма подачи записки.

Впишите в ней имя близкого вам человека, выберите вид требы и нажмите кнопку «Добавить имя».

Одно за другим впишите имена всех близких, за которых вы хотите заказать молитвы и нажмите на кнопку «Выбрать храм».

Вам будет показан список храмов, в которые можно передать вашу требу.

Напротив каждого храма указывается рекомендуемая сумма пожертвования, которая установлена в этом храме за составленную вами церковную записку, согласно устава храма. Нажмите кнопку «Выбрать» рядом с тем храмом, куда вы хотите направить вашу записку, после чего вы будете направлены на страницу храма.

На странице храма вы можете изучить информацию о храме и настоятеле, просмотреть фотографии и прочитать какие святыни находятся в храме.

Проверьте вашу записку и укажите сумму пожертвования, которую вы передаёте в храм. Нажмите на кнопку «Оплатить» и внесите указанную сумму одним из доступных способов. Преимуществом сервиса является то, что сервис не взимает с вас никаких комиссий за передачу записок, а церковная записка и ваше пожертвование направляются напрямую в выбранный вами храм или монастырь.

Ваш заказ передаётся ответственному лицу храма, которым может быть либо назначенный на то монах или служащий церковной лавки.

Пересылка заказа происходит электронным образом, и заказ доставляется в храм в течение нескольких минут.

В разных храмах существует своё расписание богослужений. Если ваша записка была получена до начала богослужения, то уже на этом богослужении будут молитвенно помянуты те православные христиане, чьи имена перечислены в заказе. Если ваша треба была получена после начала богослужения, то исполнение вашего заказа произойдет на следующей подходящей службе.

Имейте в виду, что некоторые требы не служатся во время больших церковных праздников или во время Великого Поста. Службы по таким требам непременно будут произведены следом за окончанием поста или праздничного дня. В церковной записке можно указывать имена всех тех, кто крещен в Православной Церкви.

Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены. Имена в церковной записке перечисляются в родительном падеже в церковной форме. Например: не Ивана, а Иоанна; не Семёна, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании.

Имена детей надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок.

Например, «мл. Сергия» или «отр.

Евгения» Записки о здравии ещё не родившегося ребенка подавать нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии будущей мамы – это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.

Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.

Если вы случайно подали церковную записку о здравии на имя умершего близкого вам человека, либо подали записку на продолжительное время, например, на год, о здравии человека, однако, Бог призвал его к Себе, что делать в такой ситуации?

Первое решение — вы можете прийти в тот храм, где было заказано поминовение и попросить изменить заказ с «о здравии» на «о упокоении». Второе решение – не делать ничего, так как для Бога смерти не существует и для Него все мы живы, и сила молитвы в равной степени распространяется как на живых, так и на умерших.

В разных храмах за разные виды треб установлены разные суммы рекомендованных пожертвований.

В некоторых храмах требы принимаются без оплаты, а в каких-то церквях сумма рекомендованных пожертвований за каждый вид требы устанавливается в уставе. Давайте разберёмся, от чего зависит стоимость церковной записки.

Стоимость церковной записки – это мера помощи церкви, величина пожертвования, которое прихожанин вносит на нужды прихода. В числе нужд можно привести:

  1. Ремонтные работы – ремонт инженерных систем, кровли и пр.
  2. Благоукрашательство храма – приобретение в храм икон, богослужебных книг и т.п.
  3. Содержание прихода – оплата отопления электроэнергии и прочие постоянные расходы.
  4. Благотворительная деятельность – помощь нуждающимся и иная приходская социальная деятельность.

Нужды строящихся и восстанавливаемых храмов часто выше, чем у давно действующих, поэтому зачастую, стоимость церковных записок в таких приходах больше. Передавая в храм пожертвование, следует понимать одно: средства, что мы передаём в храм, идут на доброе дело.

Каждый храм самостоятельно принимает решение об установлении суммы минимального рекомендованного пожертвования. В силу различных жизненных обстоятельств не у всех из нас есть возможность жертвовать средства Церкви.

Если вы оказались в подобном положении, вы всегда можете прийти в храм и, получив благословение, оставить свою записку бесплатно. Священнослужители, как правило, идут навстречу и всегда помогают нуждающимся.

Записки о здравии подаются о ныне живущих православных христианах. Подавая записку о здравии, мы молимся не только о физическом здоровье человека и его материальном благополучии, но и о его душевном спокойствии.

В записки о здравии вписываются имена всех тех, кому мы желаем благоденствия, здоровья и духовной радости. Также в записку о здравии вписываются и имена врагов с тем, чтобы Бог дал нам прервать вражду, образумив обидчиков, ибо как говорил Господь:

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»

. Через сервис можно подать церковные записки о здравии и о упокоении сразу в несколько храмов и монастырей.

Записки о упокоении подаются за умерших и являются нашей просьбой Богу за души упокоившихся близких нам людей. В царстве Божием смерти нет, есть только переход в Жизнь Вечную.

Душа живёт вечно и испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Так, молитва за усопших — это самое большое дело, что мы можем совершить для тех, кто отошел в мир иной.

Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, принесение за них Бескровной Жертвы, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.

Как писал святитель Иоанн Златоуст:

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага»

.

Среди церковных записок можно выделить записки, подаваемые на разовое поминовение и на некий период. Разница между ними следующая: поминовение по разовой записке проходит однократно на богослужении, а записка, подаваемая на период, исполняется на каждом богослужении в течение всего периода.

К примеру, заказывая , мы просим молитв о себе или о близком человеке в течение 40 литургий, заказывая полугодовое поминовение, мы просим молитв на каждой литургии в течение полугода.

О православном христианине, чье имя вписано в записку о здравии, церковью будет произведено поминовение с изъятием частиц из просфоры. Впишите в эту записку тех, кому вы желаете здравия, спасения и благоденствия.

После себя и своих родных впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

Понятие «здравие» в Молебне о Здравии включает в себя не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения. Молитва за врагов — великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем, и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем. заказывают не только о своём здоровье, но и о здоровье наших близких, особенно о тяжелобольных, за их успехи, материальное благополучие и душевный покой.

— это молебен, который совершается Церковью в течение сорока служб подряд. Каждый день, в течение этого времени происходит изъятие частиц из просфоры. Число сорок — это священное число в Христианстве: сорок дней Пасхи, сорок дней Великого поста и т.д.

Считается, что, если заказать сорокоуст о здравии сразу в трех церквях или семи монастырях, можно избавить человека от сглаза и порчи и помочь ему излечиться от самого сильного заболевания.

Многие в случае возникновения серьёзных жизненных трудностей заказывают сорокоуст в трёх церквях. В народе это считается очень действенным средством при болезнях и прочих угрожающих жизни опасностях. Отзывы о сорокоусте можно прочитать на многих досках обсуждений в Интернете. Сорокоуст в трёх церквях можно заказать через сервис .
Сорокоуст в трёх церквях можно заказать через сервис .

Молебен на благое дело служится для призвания помощи Божией перед началом любого важного для вас дела. Такие молебны можно заказывать для успеха в работе, учебе и т.д.

Благодарственный молебен — это благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием. Каждый христианин должен не только просить у Бога, но и благодарить Его за оказанные благодеяния.

По древним канонам благодарственный молебен служится Спасителю, но часто люди просят отслужить его Божией Матери или тому святому, к которому в молитве человек обращался за помощью. Заказывать благодарственный молебен можно не только за то, что Бог дал нам просимое, но и в благодарность за то, что Господь дал нам силы переносить какие-то трудности, обиды, дал нам минуты радости и исполнение желания, за то, что Он не оставляет нас. Часто заказывают благодарственный молебен после успешного проведенного дела, операции, выздоровления от болезни, сдачи экзамена и в день своего рождения, как благодарение за прожитый год.

Молебен о болящих служится для облегчения болезни и скорейшего выздоровления.

В отличие от всех остальных молебнов, молебен о болящих может заказываться постоянно до полного выздоровления больного. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «» помогает избавиться не только от пристрастия к алкоголю и наркотикам, но и излечить многие духовные и телесные болезни, возникающие на фоне злоупотребления спиртным.

Во время поминаются имена тех, кто страдает пристрастием к вину и наркотикам и нуждается в благодатной помощи Божией Матери. Молебен «Неупиваемая чаша» обычно проводится в храмах раз в неделю, но расписание всегда нужно уточнять в храме, в котором Вы заказываете этот молебен.

Молебен о путешествующих заказывают и перед поездкой, и когда она только планируется, и во время поездки.

Причем слово «путешествующий» означает не обязательно отдых, но любую другую дорогу, поездку, в том и числе и командировки. В этом молебне мы призываем помощь Господа и Ангела Хранителя уберечь нас от несчастий, катастроф и просим благословение на достижение цели самой поездки.

Молитвенно обращаться мы можем не только ко Господу, но у ко всем угодникам, которых Он прославил в лике Святых, прося у них помощи и заступления. В православных храмах и монастырях в канун нового года служится . Мы благодарим Господа за заступничество в минувшем году, просим прощения грехов наших, сделанных в году уходящем, и просим благословить нас в году наступающем.

Молитвы за православных христиан, чьи имена указаны в записках, возносятся поимённо. Молебен служится ежегодно, как правило, один раз.

Увы, не у всех из нас есть дети в меру разных обстоятельств. Помня то, что дети – это дар Божий, мы всегда можем к Нему прибегнуть, и Господь, видя нашу горячую к Нему молитву с просьбой о даровании чад, может пролить свои щедроты на молящихся.

Ведь то, что невозможно человеку возможно Богу. Молебен о даровании чад можно заказать в храмах: (РПЦ), (РПЦ), (РПЦ), (РПЦ) Когда мы молимся — мы разговариваем с Богом. И делаем это не в одиночестве.

Наш малыш – полный соучастник всей нашей жизни на протяжении 9 месяцев.

За это время мы многому его учим. Хорошо, если молиться его научат не будущие трудности предстоящей жизни, а мама, полная благодарности и доверия Создателю. Молебен о благополучной беременности можно заказать в храмах: (РПЦ), (РПЦ), (РПЦ), (РПЦ) Беременность – это время, когда не только меняется тело, но и душа просит некой более высокой пищи.
Молебен о благополучной беременности можно заказать в храмах: (РПЦ), (РПЦ), (РПЦ), (РПЦ) Беременность – это время, когда не только меняется тело, но и душа просит некой более высокой пищи.

И именно в эти 9 месяцев многие беременные находят для себя ответы в храме. Ощущение, что у беременности есть некий первостепенный «соавтор», что помимо мужчины и женщины в чуде появления на свет нового человека участвует что-то более высокое, чем просто человеческое естество, — становится еще более отчетливым в храме. А хорошо бы, чтобы такие осознания проходили почаще, потому как тогда и беременность, и роды, и сама жизнь становится куда радостней и благодатней.

Молебен о благополучных родах можно заказать в следующих храмах: (РПЦ), (РПЦ), (РПЦ), (РПЦ) Круглосуточно, и днем и ночью, о православном христианине, вписанном в эту записку будет происходить поминовение монахами в стенах выбранной вами обители. Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы – называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Особенность Псалтирной молитвы заключается в том, что, когда на этой молитве молятся за какого-то человека, это очень сильно ограждает его от лукавых демонов, помогает в борьбе со страстями.

Как говорит прп. Парфений Киевский: «Псалтирь укрощает страсти». Свеча является символом добровольной бескровной жертвы Богу и свидетельством нашей веры.

Если Вы не можете самостоятельно прийти в храм, подайте требу о свече за здравие онлайн.

В этом случае, служитель храма поставит свечу за вас и молитвенно произнесёт указанное в требе имя. Подробный перечень молитв, заказываемых об упокоении души можно прочитать в статье . Упокоившийся православный христианин, чье имя вписано записку «о упокоении», будет помянут на Божественной Литургии в стенах выбранного храма с изъятием частиц из просфоры.

Панихида (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

Заказывая , мы просим помолиться за усопших родных, друзей, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии:

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»

(Лк.

20, 38). Мы верим, что наши усопшие родные, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Нельзя подавать записки о некрещеных. Не поминаются на Литургии самоубийцы, а также другие, совершившие смертельный грех.

Круглосуточно, и днем, и ночью, об упокоившемся православном христианине, о ком подана треба на Неусыпаемую Псалтирь, будет происходить поминовение монахами в стенах выбранной вами обители. Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы – называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов.

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы – называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов.

Издревле поминание на Неусыпаеой Псалтири считается великой милостынею за усопшую душу. Молитва эта имеет невиданную силу, которая умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада.

Свеча за упокоение является символом нашей жертвы Богу за душу умершего, безмолвной просьбой о милости Божией на обретение душой Райских Обителей. Если Вы не можете самостоятельно прийти в храм, подайте требу о свече за упокоение.

Служитель храма поставит свечу на канон и молитвенно произнесёт указанное в требе имя. В заключение нашего рассказа о церковных записках можно привести слова Николая Сербского: «Можешь помочь человеку — помоги, не можешь помочь — помолись, не умеешь молиться — подумай о человеке хорошо!

И это уже будет помощь, потому что светлые мысли — это тоже оружие». Храни Вас Бог!

  1. ТЕГИ

Предыдущая статьяСледующая статья — Advertisement — — 12.08.2018 29.01.2019 12.07.2021 — 25.05.2018 — 28.07.2017 — 15.03.2017 25.02.2021 29.08.2021 29.08.2021 02.05.2016 01.02.2017 16.11.2016 О насВ Православном блоге Треба Онлайн вы найдёте интересные статьи об иконах, молитвах, требах и много других публикаций, интересных православному человеку.Свяжитесь с нами: Следуйте за нами © ООО «Треба Онлайн»

Как правильно написать письмо в епархию образец

23 сентября, 2021 в 12:44 дп Рубрика: Просмотры: 21 У Церкви, как и у любого другого института общества, существуют свои правила и нормы.

Важно понимать, что церковный этикет имеет большое значение.

Поэтому, прежде чем ознакомиться с правилами написания официального обращения к митрополиту, необходимо вникнуть в основы религиозного этикета. Для каждого посещающего Божий храм также будет полезным лучше разобраться в иерархии священнослужителей, чтобы мы понимали, к кому именно и с какой просьбой следует обращаться. Почему стоит знать нормы вежливого обращения и общения в Церкви?

Ответ прост – пренебрежение правилами этикета может вызвать некоторые проблемы. Во-первых, человек может не знать, как стоит обращаться к священнослужителям или в какой форме составить то или иное письмо. Во-вторых, неподобающее поведение может вызвать негативную реакцию со стороны всех остальных, кто посещает храм.

Также знание правил религиозного этикета воспитывает в человеке терпимость к другим и вырабатывает правильное поведение.

Основой именно церковного этикета и его отличительной чертой является основополагающая связь с почитанием Бога.

В современном мире давние традиции в большинстве своем утеряны в силу их запрета в двадцатом веке. Поэтому, перед тем как изучить правила обращения к митрополиту в письме, стоит часть времени посвятить и основным нормам поведения в церкви. Прежде всего при посещении храма мы обращаемся к работникам церкви.

Значит, знание духовных санов можно назвать началом изучения церковного этикета.

Итак, в православии принято разделять всех служителей Церкви на три ступени иерархии.

  1. Архиереи (епископы) – это люди, которых относят к высшей иерархической ступени в духовенстве. Именно они возглавляют епархии. К ним относятся епископы и архиепископы, митрополиты и патриархи.
  2. Священство (священники) – люди в Церкви, которые соответственно своему чину могут совершать священные таинства. Иереи, протоиереи, протопресвитеры – список чинов священников. В монашестве им соответствуют иеромонахи, игумены и архимандриты.
  3. Диаконат – лица, которые проходят обучение и находятся на начальной ступени духовенства. Они не имеют права сами совершать церковные таинства, а выступают в роли помощников священников. К ним относятся протодиаконы и диаконы (иеродиаконы и архидиаконы, если говорить о монашестве).

Изначально обращение на “ты” было принятым и считалось вежливой формой общения даже с представителями церкви и монархии.

Но с восемнадцатого века, начала эпохи европеизации нашего государства, более уместной стала форма “Вы”. В то же время к каждому религиозному чину свойственно обращаться в должной формулировке (как в речи, так и в письме).

  1. приветствие Патриарху – “Ваше Святейшество”;
  2. адресование Епископу – “Ваше Преосвященство”.
  3. обращение к Митрополиту (Архиепископу) – “Ваше Высокопреосвященство”;

К архиереям также можно употреблять слово “Владыка”. И этот вариант будет верным. У священников свои титулы и формы обращения.

Но общей для них будет “Отец”. Этот вариант употребляется зачастую в устной речи.

В письменной же необходимо выразить почитание, указав “Ваше Высокопреподобие” для двух высших санов священства и “Ваше Преподобие” для низших.

Для проявления своего уважения к служителю церкви следует при обращении добавлять “Благословите!” Так мы должны поступать, когда приходим в храм и приветствуем священника. При этом такое обращение не обязательно употреблять только в пределах церкви. Если встретить священника в обыденной жизни и при желании поговорить с ним, начать диалог можно с той же фразы: “Благословите.

“. От повседневной одежды статус батюшки и его благословение не изменится. В Церкви все люди считаются одной семьей: и священнослужители, и обыватели, каждый из которых пришел со своей просьбой и молитвой.

Поэтому к прихожанам обращаются, употребляя нарицательные имена членов семьи. То есть к женщине мы обращаемся “матушка” или “сестра” (в зависимости от возраста).

К мужчинам соответственно “отец” или “брат”.

Почему старших мужчин не называют “батюшка”? – Это слово употребительно к священникам, и корректнее его использовать именно по отношению к ним.

Для посещения храма стоит придерживаться более спокойных и нейтральных тонов в одежде. Неуместным будет обычная повседневная одежда: яркие майки и футболки, бриджи и шорты. Мужчинам стоить приходить в брюках, джинсах и рубашке или однотонной кофте, свитере; девушкам лучше надеть юбки ниже колена (без броских принтов и цветов).

Перед тем как войти в церковь, мужчины должны снимать головные уборы. Девушки по правилам обязаны приходить в платках (также спокойных оттенков). Перед ступенями, ведущими ко входу в церковь, есть небольшая площадка, называемая папертью.

Именно на ней надо в первый раз перекреститься и поклониться.

Второй раз окрестить себя следует непосредственно перед дверьми храма. Приходить необходимо заранее, чтобы было достаточно времени купить свечи и поставить их к нужным образам, совершив у каждого “приложение”. Это означает, что человек должен трижды перекреститься, прикоснувшись губами к иконе после второго раза.
Это означает, что человек должен трижды перекреститься, прикоснувшись губами к иконе после второго раза.

Перед началом богослужения можно поставить несколько свечей к иконам. Но когда человек приходит в храм, он может растеряться, не зная, куда и в каком порядке ставить свечи. Строго прописанных правил на этот счет нет, но верным все же будет придерживаться сложившихся традиций.

Сначала свеча ставится к иконе, почитаемой храмом, в который пришел человек. Далее можно пройти к образам тех, чьим именем каждый был назван. В заключение уже можно ставить свечи за здравие родных и близких, а также за упокой душ уже умерших.

В жизни каждого верующего бывают моменты, когда возникает необходимость обращаться к представителям духовенства высших санов.

И если нет возможности встретиться лично, то вполне можно написать письмо, отправив его непосредственно нужному человеку.

Такое, к примеру, обращение к митрополиту будет верным шагом, потому что ответ священнослужителя обязательно придет. Каждый работник церкви, конечно, заботится о нуждах мирян, но и само письмо должно быть оформлено подобающим образом. Если вы уже определились с темой или просьбой и четко представляете цель письма, то можно приступать к написанию.

Начинать письмо следует с обращения к митрополиту. Оно пишется в правом верхнем углу. При этом в официальной форме указывается титул священника: Митрополиту (звание по кафедре и имя) Далее идет основная часть текста.

Обращение к митрополиту православной церкви, как и при личной встрече, начинается с просьбы о благословении.

После уже можно излагать свои мысли.

Они должны выражаться в грамматически правильном оформлении.

При этом не допускается употребление каких-либо оскорблений, брани или угроз. Если это письмо — обращение к митрополиту с просьбой, то она должна быть выражена в четкой и понятной форме. Не стоит писать о том, в чем не уверен, потому что это только отнимет время и вряд ли принесет результат.

Если же в письме человек поздравляет митрополита, то выражать свои чувства можно открыто и искренне. Так выглядит образец обращения к митрополиту в официальном письме. Митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу Ваше Высокопреосвященство, отец Кирилл, благословите.

Прошу Вашего благословения на отпевание усопшего (полное имя человека), который греховно покончил жизнь самоубийством. (Следует также указать, в каких обстоятельствах самоубиение).

К письму прилагается копия свидетельства о смерти и крещении умершего.

Жду Вашего ответа и заранее благодарю Ваше Высокопреосвященство.

В конце текста можно поблагодарить священнослужителя за его труд и духовную помощь мирянам. Источник статьи: К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».

К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон (имя)» или просто: «отец (имя)»; к иерею и иеромонаху – «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»; 5 к протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Послушницу и монахиню можно назвать «сестра».

Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)». Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»); к архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «ΠανοσιοΛογίώτατε» (Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.). К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Πανοσιώτατε» (Ваше Преподобие). К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Αίδεσιμολογιώτατε» (Ваше Преподобие) и «Ίερολογιώτατε».

К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Αιδεσιμότατε» (Ваше Преподобие) и «Εύλαβέστατε».

К любому правящему архиерею обращаются: «Σεβασμιώτατε», к викарному архиерею: «ΘεοφιΛέστατε» (такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Πανιερώτατε».

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»; к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство». Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной). Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные – на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа обычно не используется).

Патриарху не принято посылать письмо на бланке. Примеры бланков, используемых при служебной переписке, будут приведены в следующем разделе.

Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес–титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты.

В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например,

«Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры), Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)»

.

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках. Адрес–титул – это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например, «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент – это выражение вежливости, которым заканчивается письмо.

Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.

Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например, «†Алексий, архиепископ Орехово – Зуевский».

Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией. Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко иллюстрируются в следующей таблице. Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя) Иеромонах Иерей Ваше Преподобие отец (имя) Его Преподобию иерею (имя) Игумен Архимандрит Протоиерей Протопресвитер Ваше Высокопреподобие отец (имя) Его Высокопреподобию протоиерею (имя) Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя) Епископ (правящий, викарный) Ваше преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя) епископу (кафедра) Архиепископ Митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейий Владыка Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему (имя) архиепископу (кафедра) Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему патриарху Московскому и всея Руси (имя) При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви – Патриарха, Митрополита, Архиепископа – всегда пишется с прописной буквы.

Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви.

Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например, Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский.

Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается. Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество», 6 все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка». Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси.

Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество». В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан.

Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе). Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо.

Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера. Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением.

Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание.

Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии». Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения. Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки – здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности.

Так, при упоминании в письме какого–либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица – «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи). То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас – прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам. При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес–титула, т.

е. первого предложения письменного обращения, и комплимента – фразы, завершающей текст. Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения. Думается, примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени ΧΙΧ-ΧΧ веках, могут быть полезны и ныне.

Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

Ниже приведены примеры адрес–титулов и комплиментов, используемых при переписке. Каждое официальное письмо начинается с бланка, на котором оно написано. В настоящее время бланки церковных организаций и учреждений отличаются значительным разнообразием, что в ряде случаев не соответствует православной традиции.

Допускается два варианта бланков: один строго официальный, другой более личного характера (для личных обращений, поздравлений, посланий руководителя официальной организации).

Обычно бланк начинается с указания на юрисдикционную принадлежность религиозной организации. Для канонических подразделений и учреждений Русской Православной Церкви таким указанием будут слова: «Русская Православная Церковь» (разумеется, нельзя использовать сокращение РПЦ).

К сожалению, в настоящее время одних этих слов недостаточно, поскольку имеются различные раскольнические организации, самочинно усваивающие себе это наименование; по этой причине после названия «Русская Православная Церковь» необходимо добавлять слова: «Московский Патриархат» (при указании юрисдикционной принадлежности можно ограничиться этими двумя словами, поскольку «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви).

Наиболее распространенной ошибкой является использование названия «Московская Патриархия» вместо правильного: «Московский Патриархат». Но если последнее является синонимом названия «Русская Православная Церковь», то Московская Патриархия – одно из учреждений Русской Православной Церкви, объединяющая в себе структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси – Управление делами (на правах Синодального учреждения), канцелярия и др. На епархиальных бланках далее указываются сан и титул Управляющего епархией (традиционно – без имени), должность (если архиерей является руководителем Синодального учреждения), затем адрес (чаще с указанием телефона и адреса электронной почты).

На бланках монастырей после указания на юрисдикционную принадлежность должно следовать указание на епархию или на то, что данный монастырь является ставропигиальным, а затем – полное название монастыря и контактная информация. Аналогичный вид имеют бланки храмов (в них можно опускать указание на юрисдикционную принадлежность приходов и начинать бланк с указания епархии). Современные средства полиграфии позволяют печатать бланки с графическими логотипами, а также использовать цвет (однако всем этим не следует злоупотреблять, поскольку официальные документы не предполагают особой красочности).

Иногда бланки общественных организаций, объединяющих православных, содержат элементы, свойственные только бланкам канонических подразделений Русской Православной Церкви (например, указание на юрисдикционную принадлежность: Русская Православная Церковь, Московский Патриархат), Такую практику нельзя признать правильной, т. к. подобные организации, даже имеющие благословение Священноначалия на свою деятельность, все же не могут представлять Русскую Православную Церковь и не имеют права употреблять наименования, свойственные только официальным церковным организациям. Единственное, что может содержаться в этих бланках, – наименование соответствующих организаций, например, Православное общество «Радонеж» (на бланках не пишется также, по чьему благословению действует соответствующая общественная организация).

Ниже приведены примеры бланков различных учреждений и подразделений Русской Православной Церкви.