Как устроить налоговую проверку фирме

Налоговикам нужны веские основания, чтобы начать проверять компанию


Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка?

Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора? В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов.

Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок. В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Одной из форм такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ. Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Выездные проверки не проводятся сплошным методом.

Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03‑02‑07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03‑02‑07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными. К сведению Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются.

ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков. Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (см. Письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03‑02‑08/36472).

Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет. На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Концепцией же определен алгоритм такого отбора.

Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают инспекции (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений. Выбор объектов для проведения выездных проверок построен на тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств.

На этапе планирования анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом. При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует: – суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений; – суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления; – показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов; – сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними; – факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Приоритетными для включения в план выездных проверок являются хозяйствующие субъекты, в случае если: – у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств; – результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях. Концепцией определены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков.

Они также используются фискалами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. В ходе анализа налоговики выявляют наиболее вероятные «зоны риска» и, как следствие, реагируют на возможное совершение налоговых правонарушений путем организации необходимых мероприятий налогового контроля (в том числе и выездной налоговой проверки).
В ходе анализа налоговики выявляют наиболее вероятные «зоны риска» и, как следствие, реагируют на возможное совершение налоговых правонарушений путем организации необходимых мероприятий налогового контроля (в том числе и выездной налоговой проверки).

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект: – имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности); – имеет убытки в течение двух и более календарных лет; – отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога); – имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов; – выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ; – имеет неоднократное (два и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять спецрежимы; – имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3‑НДФЛ, в общей сумме доходов, превышающая 83 %); – строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели); – не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности; – неоднократно (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями); – имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском также ставит налогоплательщика в число приоритетных для включения в план выездных проверок. Минфин в Письме от 13.12.2016 № 03‑02‑07/1/47372 указал: при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков, в частности, обратить внимание на отсутствие: – информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ; – документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; – информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.

д. Ведомство подчеркнуло, что наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. И в связи с этим напомнило, что на сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (см.

также Письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03‑01‑11/53156). Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица. Критерий «налоговая нагрузка», как было отмечено, применяется инспекцией для отбора налогоплательщиков, в отношении которых может быть запланировано проведение выездной проверки. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата (Информация ФНС России): Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов Выручка x 100 % В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03‑01‑15/208, ФНС России от 22.03.2013 № Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд.

«Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?). В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель.

ФНС ведет расчет за календарный год.

Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год. Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Пример 1 Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства.

Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб. Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

руб. Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %. Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб.

x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %). В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Пример 2 Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса.

Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый налог на УСНО в размере 720 тыс.

руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб. В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %. Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб.

+ 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %). Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 % < 9 %). в таком случае налогоплательщику не избежать вопросов со стороны контролеров и дальнейшего предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью включения в план выездной> В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов.

На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955.

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ?

Можно обратиться к таким источникам, как: – официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата; – сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень); – официальные интернет-сайты управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. * * * Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях. Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской. Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем. Источник: Журнал : Теги: 5850 9750 ₽ –40%

  1. © 2001 — 2021, Клерк.Ру.

18+

Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков.

При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку.

Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка.

Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже. ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах. Существует миф, что компании не проверяют первые три года.

На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски.

ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 №

  • Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  • У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  • Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  • Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  • Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  • В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  • Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  • Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  • Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  • Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  • Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.
  • Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом.

Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых. При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст.

94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы. Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев.

В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ). Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки.

После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки. В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие.

Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение. Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  1. Несвоевременная регистрация фирмы
  2. Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  3. Грубые ошибки в первичке
  4. Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  5. Несдача деклараций
  6. Отсутствие первичных подтверждающих документов
  7. Недоимка по налогам

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих.

Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки. Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи. В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2021 году.

В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ. Другие статьи по теме ФНС

Налоговая проверка

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.

Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.

Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.

Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway Подписка на уведомления о новых статьях Подписаться Мне не интересно

Павел Гагарин 17 июня 2014 , пожалуй, самая неприятная процедура для любого бизнеса. Особенно если она застает предпринимателя врасплох. Как подготовиться к ней и успешно ее пройти?

Задача ФНС — с наибольшей вероятностью определить злостного налогового неплательщика. Как это делается? Основных четыре метода: I.

Математическая модель налогоплательщика. Анализирует виды деятельности организации, денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, операции с наличностью, активы предприятия и др.

Все это позволяет с точностью до 5-10% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые вы указали в бухгалтерской отчетности.

II. Налоговый портрет налогоплательщика. Что смотрят? Объем, детализацию и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки внесудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, но признанных добросовестными налогоплательщиками.

III. Юридический портрет налогоплательщика. Проверяют, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги? IV. Деловой портрет налогоплательщика: торговые, производственные помещения, склады, офисы, наличие и содержимое интернет-сайта, рекламы в открытых источниках, медиаактивность, интенсивность и подробность деловой переписки, место компании в рейтингах, деловая и кредитная репутации компании, ее собственников и топ-менеджеров.

В результате специалисты ИФНС могут с высокой точностью определить сумму поступлений от добросовестного налогоплательщика. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20-25% отличаются от ваших, вы с вероятностью в 90% попадете в список выездных проверок на ближайший год. Самая частая претензия со стороны ФНС — работа с фирмами-однодневками или уход от налогов.

Приготовьте доказательства того, что вы проверили компанию на «добросовестность»:

  1. вели протоколы переговоров и подробную интенсивную деловую переписку (оферты, акцепты оферт, спецификации товара, описание услуг и т п.).
  2. ознакомились с ее уставом, учредительным договором, образцами договоров, лицензиями и иными разрешительными документами, образцами продукции, описанием услуг и т д.;
  3. встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что учредители, гендиректор и главбух не являются «массовыми»;

1. Перед началом работы знакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента.

Перед подписанием основного договора составьте и подпишите соответствующий протокол. Это будет дополнительным свидетельством вашей налоговой добросовестности.

2. Проверяйте соответствие печатей и подписей. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись — подлинные, что они совпадают с соответствующими образцами (как правило, образцами в банковской карточке, копию которой можно попросить предоставить).

Несоответствие подписей или печати делает документ юридически ничтожным.

3. Активно используйте возможности электронного документооборота.

Использование электронного инструментария «однодневками» по ряду технических причин невозможно или крайне затруднительно. 4. Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке.

Если счет-фактура, на основании которого НДС принимается к зачету, будет признан при проверке неправильно оформленным, он будет аннулирован. 5. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи.

Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными. Следует проверить действительность полномочий лиц, назначаемых приказом или решением учредителей (акционеров).

Может оказаться, например, что полномочия генерального директора закончились три месяца назад и не продлены решением общего собрания акционеров. Данная ситуация, кроме рисков бизнеса, несет в себе риски налоговых доначислений, если договор с вашим контрагентом носил характер затрат, включенных в себестоимость вашей продукции (услуг). 6. Избегайте систематической непрофильной деятельности вашей компании, навязываемой вашими бизнес-партнерами.

Например, партнер вашей строительной компании, будучи сам добросовестным налогоплательщиком, предлагает, ссылаясь на общую необходимость снижения издержек, «прокрутить займы» для уменьшения суммы НДС в текущем квартале и поделиться полученной выгодой. Или вам предлагают стать участником тендера «с гарантией победы», но при этом выполнить несвойственные вашей компании функции агента, то есть фактически стать на время транзитной фирмой для денежного потока.

Подобные варианты чреваты проверками как со стороны налоговой, так и МВД. 7. Ориентируйтесь на отзывы и рекомендации заслуживающих доверия бизнес-партнеров вашего контрагента и банка, работающего с ним. 8. Изучайте отзывы о данной компании в интернете и других открытых источниках.

  1. Входит ли в профессиональные ассоциации?
  2. Как долго и насколько успешно она работает на рынке?
  3. Имела ли проблемы с государственными структурами и контрольными органами?

Помните о субъективности: организация может себя приукрашивать, а конкуренты — чернить.

Пригласите аудитора, который в течение года несколько раз проверит бухгалтерскую отчетность, разъяснит порядок исчисления и уплаты налогов и подскажет, как своевременно устранить ошибки в отчетности и распознать «схемные» налоговые риски. В отношении каждого налогоплательщика ФНС имеет свой план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям, в крайнем случае не дотягивать до них 10%.

Важно поддерживать у налоговиков убеждение, что вы небогатый, но добросовестный налогоплательщик.

С точки зрения приоритетности по отраслевым показателям:

  1. далее — налог на прибыль, НДПИ, налог на имущество, подоходный налог.
  2. на первом месте традиционно НДС;
  3. на втором — страховые сборы с фонда заработной платы;

Налоговые инспекторы могут использовать информацию о динамике входящих и исходящих платежей при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также для определения уровня его налоговых рисков. Инициируя запросы о предоставлении документов, подтверждающих деятельность, к контрагентам, отдел предпроверочного анализа ИФНС готовится к вынесению рекомендации о выездной или камеральной проверке вашей компании. Это прямой сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в ИФНС уже принято.

Скорее всего, служба финансового мониторинга банка заинтересовалась вопросами законности деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в Росфинмониторинг и параллельно в налоговый орган. Это одно из предпроверочных или «психологических» мероприятий, имеющих цель заставить налогоплательщика платить больше налогов, чем сейчас (вызов «на комиссию»).

Достаточно часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения постановления о проверке. На предприятии и у контрагентов первые и вторые экземпляры документов должны быть одинаковыми, на них должны иметься идентичные подписи, печати и одинаковая нумерация.

Они должны быть готовы выйти на нее, чтобы подтвердить факт хозяйственной деятельности.

Если подтверждения нет, то перечисленные им средства, отнесенные на затраты, будут признаны чистой прибылью предприятия — с доначислением НДС, налога на прибыль, пеней и штрафов.

Предупреждая контрагентов, вы можете надеяться, что при запросе налоговых органов они тоже предупредят вас. Нужно либо внести изменения в учредительные документы и привести юридический адрес в соответствие с фактическим, либо встать на учет по месту нахождения организации.

Там должны находиться только те документы, наличие которых юридически обоснованно и законно. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая будет поступать к налоговикам.

Лишних сведений на бумажных и электронных носителях, а также печатей и штампов, не имеющих отношения к деятельности предприятия, быть не должно.

Все требуемые документы нужно приносить туда.

Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно ходил по офису, беседовал с любым сотрудником, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток получаемой им информации станет неконтролируемым.

Организуйте проверяющим «чайный столик» в том же помещении, где они находятся. Персонал должен знать, что нужно говорить инспекторам, внятно объяснять, чем занимается ваша компания.

Лучше, чтобы с налоговиками общался бухгалтер, имеющий опыт прохождения выездных налоговых проверок. Постарайтесь исключить возможность общения с проверяющими остальных сотрудников.

Они будут защищать ваши права и налоговые интересы, следить, чтобы проверка шла так, как необходимо вам. Опытный налоговый адвокат позволит найти правильный баланс отношений между проверяющими и проверяемыми.

У персонала могут спрашивать, например, какого числа и в каком размере выплачивается зарплата, чтобы затем сравнить ответ с суммами в ведомостях.

Налоговики имеют право привлекать экспертов: юристов, бухгалтеров, оценщиков, отраслевых экспертов и т д. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Как показывает арбитражная практика, такими основаниями может быть необходимость:

  1. определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).
  2. определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются в фирме, объему продукции или технологии ее производства;
  3. установить подлинность документов;
  4. восстановить документ;
  5. уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг;

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол, однако с протоколом может знакомиться только лицо, давшее показание. Налогоплательщик может ознакомиться с таким протоколом только после вручения ему акта налоговой проверки.