Оценка применяемых методов планирования объемов налоговых обязательств

Налоговое планирование и оптимизация


Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия, оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности и должно осуществляться на всех ее этапах. Организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано должно являться одной из основной задачей менеджмента в компании.

В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения. Оптимизация налогообложения – это процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов его функционирования.

Оптимизация и минимизация уплачиваемых налогов осуществляются субъектом с помощью налогового планирования, которое представляет собой целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также обоснования величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъекта хозяйствования и управления ими.

Одной из задач, решаемой при помощи налогового планирования, является выбор оптимальной формы налогообложения и снижения налоговой нагрузки на бизнес.

При этом способы и методы налогового планирования не должны выходить за рамки действующего законодательства, хотя и могут нести определенные налоговые риски. Если налоговое планирование выходит за рамки законных способов, то планирование уже становится уклонением от уплаты налогов. Налоговая схема – это основная идея конкретного метода оптимизации (минимизации) налогов; легальное описание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графическое представление выбранного метода оптимизации (минимизации) налогов.

Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщикам применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов. Схемы условно делятся на «белые», «серые» и «черные». Последние в свою очередь это те схемы, которые явно противоречат закону, например, занижение реального выпуска продукции и сбыт его без оформления документов, использование фирм-однодневок.

Под «серыми» схемами обычно понимаются те методы и способы оптимизации, которые формально соответствуют закону, но имеют одну цель — минимизация налогов. Такие схемы вызывают подозрения у налоговых органов и без должного оформления их сложно отстоять даже в суде. Пример Схема минимизации налогов при которых существует одна крупная организация, работающая на ОСН и одна или несколько организаций применяющих УСН или ЕНВД в зависимости от ситуации.

Суть схемы минимизации налогов состоит в том, что организация на ОСН продает товар другим «своим» организациям с минимальной наценкой, а эти организации реализуют товар конечному покупателю уже по рыночной цене. Таким образом, получается, что организация на ОСН несет минимальную налоговую нагрузку, а основной доход получают «свои» организации на УСН или ЕНВД, где налоги намного меньше.

Осуществление налоговой оптимизации обусловлено тем, что налогоплательщику дается свобода в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности, возможностью выбора применения различных систем налогообложения (правда при определенных условиях, которые, в принципе, не сложно обойти) и оптимального уровня налоговых платежей, а также свобода ведения предпринимательской деятельности, в частности — выбор поставщика, возможность согласования с ним условий поставки, выбора форм расчетов и др. При этом право выбора регламентируется Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и т.д. Таким образом, налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению своих налоговых платежей.

— оптимизация налоговых платежей, включая законную минимизацию; — минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов; — повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации и повышения эффективности ее работы. 1) специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход); 2) зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом; 3) налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством; 4) пониженные налоговые ставки; 5) отдельные элементы налогообложения; 6) учетная политика в целях налогообложения, элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения; 7) форма договорных отношений (договорная политика); 8) цены сделок (договорная политика); 9) специальные методы налогового планирования. Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Существует много способов расчета налоговой нагрузки.

Как правило, налоговая нагрузка выражается относительной величиной, в числителе которой сумма начисленных налогов за налоговый период, а в знаменателе какая-либо экономическая база (доходы (выручка), прибыль, чистые активы и т.д.).

Если целью исследования является оценка степени жесткости и эффективности налоговой системы, то в расчет принимаются только непосредственно уплачиваемые налоги и сборы.

Если же оценивается эффективность работы предприятия по исполнению налогового законодательства, то в расчет принимаются и прочие показатели — штрафы, пени, неустойки.

В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются набором налогов и взносов, включаемых в тот или иной расчет.

Важную роль также играет базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, т.е. с ним сравнивается общая сумма налогов за расчетный период. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке: НН = (НП : В) x 100%, где НН — налоговая нагрузка на предприятие; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг).

На практике при проведении мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки очень часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму налогов за расчетный период.

Так как именно в этом случае в расчет попадают исчисленные налоги за расчетный (планируемый) период. С 2007 года уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролирует налоговая служба. Так приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

были утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Одним из обстоятельств, который может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности назначения налоговой проверки, налоговая служба считает низкий показатель налоговой нагрузки в сравнении со средним уровнем по хозяйствующим субъектам. Для этой ситуации даже введен особый термин — налоговый разрыв — разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов. Налоговая служба ежегодно публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N Указанные в приказе отрасли в целом соответствуют разделам классификатора Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Пример ООО «Строитель» занимается строительством. В течение 2013 г. уплатила налоги в общей сумме 4 150 540 руб. Сумма выручки организации за вычетом НДС составила 36 861 800 руб.

Таким образом, налоговая нагрузка организации в 2013 г. равна 11,26% (4 150 540 руб. / 36 861 800руб.

x 100%). Для строительства средний показатель налоговой нагрузки в 2013 году составляет 12% (Приложение N 3 к Приказу).
Следовательно, у организации «Строитель» налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (11,26% < 12%). налоговые органы могут обратить внимание на этот момент и, возможно, включат организацию в план> Рационально составленная учетная политика может оказать влияние на налогообложение хозяйствующего субъекта.
Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли оказывают влияние следующие элементы учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль: методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации, порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и т.п.

Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли оказывают влияние следующие элементы учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль: методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации, порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и т.п. Налогоплательщику, применяющему метод начисления, Налоговый кодекс РФ разрешает создавать ряд резервов, отчисления в которые включаются в состав расходов. Необходимо учитывать, что при формировании налоговой политики налогоплательщику предоставляется возможность закреплять и аргументировано обосновывать (в случае наличия противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы, что в конечном итоге приводит к снижению налоговых рисков.

Важно понимать, что, выбирая варианты способов (методов), допускаемых НК РФ определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, некоторые из них могут отличаться от способов и методов, определенных для ведения бухгалтерского учета, тем самым разделяя бухгалтерский и налоговый учет, и усложняя бухгалтерскую работу. Поэтому компаниям необходимо определиться какие цели она преследует: — либо снижение налоговой нагрузки и ведение отдельного бухгалтерского учета и полноценного налогового учета, — либо сближение бухгалтерского учета с налоговым учетом, для снижения трудозатрат бухгалтерского аппарата.

Метод замены отношений Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями.

Действующее законодательство не огра-ничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. Метод разделения отношений Метод разделения отношений базируется на методе замены.

Только в данном случае заме-няется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция раз-деляется на несколько. Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции. Пример Разделение операции по реконструкции здания на реконструкцию и капитальный ремонт (условный пример) Согласно ст.

257 НК РФ затраты предприятия по реконструкции объектов амортизируемого имущества увеличивают первоначальную стоимость и учитываются в целях налогообложения через механизм амортизации. Затраты по капитальному ремонту учитываются в целях налогообложения в том отчетном периоде в которой были осуществлены.

Различие между ремонтом и реконструкцией можно определить следующим образом: ремонт — это восстановление первоначальных характеристик объекта, модернизация или реконструкция — существенное улучшение первоначальных характеристик объекта или придание объекту новых качеств.

Таким образом используя метод разделения отношений можно разбить работы на работы, связанные с реконструкцией и работы, связанные с капитальным ремонтом здания. Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени. Самым радикальным способом не платить налоги является избавление от объекта налогообложения (один из способов ухода от налогов) — воздержание от осуществления деятельности, отсутствие имущества и т.д. Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Самые действенные инструменты налогового планирования, которые направлены на минимизацию уплачиваемых налогов и иных обязательных платежей компании (группы компаний) являются налоговые схемы. С их помощью можно существенно снизить общую налоговую нагрузку. Поэтому они находят широкое применение на практике.

Но оценка эффективности применяемой налоговой схемы только с точки зрения снижения налогового бремени, без учета налогово-правовых рисков, могут привести к серьезным последствиям для руководителей и собственников бизнеса.

Во-первых, сумма доначислений и санкций после результатов проверки могут быть намного больше суммы экономии, достигнутой при использовании схемы. Во-вторых, судебные издержки. В-третьих, и самое серьезное, уголовная ответственность. Поэтому при выборе налогоплательщиком тех или иных способов оптимизации необходимо учитывать, как риски доначисления сумм налогов, пени и штрафов, так и стоимость реализации выбранного метода оптимизации — временные и денежные затраты (заработная плата работников, стоимость услуг сторонних специалистов, расходы на государственную регистрацию организаций, создание постоянно действующей холдинговой структуры и т.д.).
Поэтому при выборе налогоплательщиком тех или иных способов оптимизации необходимо учитывать, как риски доначисления сумм налогов, пени и штрафов, так и стоимость реализации выбранного метода оптимизации — временные и денежные затраты (заработная плата работников, стоимость услуг сторонних специалистов, расходы на государственную регистрацию организаций, создание постоянно действующей холдинговой структуры и т.д.).

Стоимость реализации способа вычитают из планируемой суммы экономии налога.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, рассчитанной на основе налоговой нагрузки, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования применяемой схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие как получение налогоплательщиком налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть, как обоснованной, так и не обоснованной.

Основываясь на этом необходимо учитывать, что любая гражданско-правовая сделка (обстоятельство), влияющее на налогообложение налогоплательщика (особенно в сторону уменьшения) может быть поставлена под сомнение проверяющими и оспорена как направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. Занимаясь налоговым планированием и налоговой оптимизации нужно учитывать не только формальное соответствие закону осуществляемой сделки, но и ряд обстоятельств, связанных с проводимыми операциями и сделками, для снятия налогово-правовых рисков. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

сформулировал основные подходы к определению в действиях налогоплательщика направленности на получение необоснованной налоговой выгоды.

С учетом сложившийся арбитражной практики и доказательной базы налоговиков компаниям при налоговом планировании следует руководствоваться следующими рекомендациями.

Во-первых, любая модель хозяйствования, обеспечивающая послабление налоговой нагрузки, должна подвергаться предварительной и всесторонней оценке на наличие налоговых рисков. Кроме того, прежде чем внедрять схему оптимизации налогов, необходимо убедиться в том, что компании она принесет прибыль.

Любая налоговая оптимизация имеет свою цену. Эта цена складывается как из очевидных затрат (издержки на привлечение консультантов, на образование новых юридических лиц и их содержание), так и из скрытых расходов. Во-вторых, нужно учитывать, что только формальное соответствие закону внедренной модели бизнеса очень часто приводит к обвинениям со стороны налоговых органов в недобросовестности.

Поэтому формальность («на бумаге») – это аргумент проверяющих против вашей схемы.

Все, что делается в рамках группы компаний, не должно выглядеть мнимо или ис-кусственно. Любая сделка должна четко укладываться в общую логику бизнес-процессов хол-динга. В-третьих, не рыночное ценообразование между контрагентами могут быть использованы налоговиками как дополнительный аргумент против налогоплательщика, особенно в совокупности с аргументом взаимозависимости.

Поэтому используемая ценовая политика должна быть грамотно обоснована, цены в сделках с должны быть мотивированны и соответствовать рыночному уровню.

В-четвертых, необходимо уделять должное внимание оформлению документов, подтверждающих экономическую обоснованность и реальность издержек.

Самое главное, наличие и обоснованность деловой цели — важнейшая задача грамотной оптимизации.

Все мы прекрасно понимаем, что главная цель оптимизации — это намерение сэкономить на налогах, но для контролеров придется придумать убедительную с их точки зрения деловую цель.

Для этого бухгалтера, финансисты и юристы должны подготовить документы, которые позволят доказать, что все Ваши действия были направлены на достижение обоснованных экономических результатов. К документам можно отнести бизнес-планы, коммерческие предложения, аналитические записки сотрудников, исследования рынков, экономические обоснования и сметы. Суды в вопросах получения налоговой выгоды нередко занимают сторону налогоплательщика в основном по двум причинам, первая — хорошая подготовка к судебному процессу налогоплательщика, вторая – недостаточная доказательная база со стороны налоговиков.

На что еще обратить внимание при налоговом планировании:

  • Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.
  • Не допускать излишней доступности информации о схемах налоговой минимизации.
  • Не пренебрегать обучением и инструктажем персонала.

Излишняя доступность сведений о применяемых схемах и инструктаж персонала Одним из излюбленных способов сбора доказательств для налоговиков являются опросы персонала, особенно тех, кто меньше всего имеет отношения к финансам компании и к уплачиваемым налогам. Рядовые сотрудники, сами того не понимая, охотно рассказывают о своей организации информацию, которая в последствии становиться доказательствами недобросовестности и получения необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, число работников, которым известна информация об использовании схем оптимизации налогов, должно быть минимальным.

Лучше, если в полном объеме этими сведениями будут владеть только собственник, Директор, финансовый директор, главбух и юрист. Остальных сотрудников нужно познакомить лишь с теми деталями налоговой схемы, знание которых нужно им для работы. При этом информацию надо представить так, чтобы у работника не возникало никаких сомнений в законности всех выполняемых им действий и упоминание о налоговой оптимизации там не было бы и в помине.

Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.

Конечно, лучше всего применять оригинальный способ оптимизации. Однако, за основу можно брать и универсальную схему, но ее обязательно надо модифицировать с учетом специфики и местонахождения налогоплательщика, чтобы придать ей уникальность. При этом нужно соблюдать рекомендации: — хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности; — фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением; — при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок; — при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Оценка эффективности налогового планирования в интегрированных структурах

— Вся имеет одну конечную цель — увеличение прибыли группы компаний в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности группы и ее бизнес-единиц.

Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в интегрированных структурах авторы предлагают использовать систему показателей, состоящую из следующих групп. 1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики. Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта.

Он рассчитывается по формуле: Кэн = ЧП / Н, где ЧП — планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли; Н — общая сумма налоговых платежей. Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.

Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет. Налогоемкость реализации продукции (НЕ) позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции: НЕ = Н / Р, где Н — общая сумма налоговых платежей; Р — объем реализации продукции (работ, услуг). 2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.

Коэффициент налогообложения издержек: КНЗ = НЗ / З; коэффициент налогообложения цены: КНЦ = НЦ / Ц; коэффициент налогообложения прибыли: КНП = НП / П, где НЗ — сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства); НЦ — сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции; НП — сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли; З — сумма издержек (затрат) организации; Ц — цена продукции; П — сумма балансовой прибыли. Показатели первой и второй групп характерны для зарубежной практики налогового планирования. В отечественной практике их применяют редко, хотя они полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли.

Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить влияние льгот на финансовые результаты организации, эффективность деятельности фирмы в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения и пр. 3. Показатели эффективности использования налоговых льгот.

Коэффициент эффективности льготирования (Кэл) — отношение величины налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки (Р): Кэл = Э / Р.

Этот показатель характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате применения льгот на один рубль выручки от реализации продукции, а также долю участия конкретной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки. При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 -> Коэффициент льготного налогообложения (Клн) — отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы: Клн = Э / Н. При Клн, стремящемся к 1, эффективность льготы повышается.

Расчет коэффициента льготного налогообложения позволяет организации определить степень влияния льготы на величину конкретного налога, а коэффициента эффективности льготирования — долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации продукции (или другой базы, например: товарооборота, добавленной стоимости, объема оборота денежных средств и т.д.). Оба показателя оценивают каждую отдельную льготу и весь применяемый в группе организаций комплекс льготирования.

Эффективность финансирования вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью коэффициента льготного инвестирования (Кин) — доли инвестиций, осуществляемых за счет налоговой экономии: Кин = Э / И, где Э — величина налоговой экономии, полученной по льготе; И — сумма инвестиций, вложений, другого использования прибыли, подлежащая льготированию. При Кин, стремящемся к 1, налоговая эффективность инвестиций повышается. 4. Другие частные показатели, характеризующие использование того или иного элемента налогового планирования.

Коэффициент налоговой эффективности региона (Кэр) оценивает результативность деятельности хозяйствующего субъекта в данном регионе с точки зрения налоговых последствий: Кэр = Нр / Р, где Нр — совокупная величина налоговых обязательств, возникающих в регионе; Р — общий объем выручки от реализации продукции за период.

Показатель Р может быть и другим, например: объем товарооборота, величина добавленной стоимости, валовой доход и т.д., который организация выбирает в зависимости от направлений деятельности и видов получаемых доходов.

При Кэр, стремящемся к минимуму, привлекательность функционирования в регионе повышается.

Коэффициент налоговой эффективности региона позволяет, во-первых, сравнить результативность действия в регионе с точки зрения возможности снижения налогового бремени и увеличения собственных финансовых ресурсов и, во-вторых, сформировать величину налоговой экономии, получаемой в данном регионе по сравнению с другими.

Коэффициент реальной доходности (Крд) характеризует доходы, получаемые организацией, в зависимости от порядка их налогообложения. Учитывая различные ставки налогообложения, при составлении плана доходов организации можно рекомендовать выполнять налоговые корректировки, по результатам которых рассчитывается конкретный коэффициент. Крд = Дн / Д, здесь Дн = Д — Н, следовательно, Крд = (Д — Н) / Д, так как Н = Д x с, Крд = (Д — Д x с) / Д, значит: Крд = 1 — с, где Дн — сумма дохода с налоговой корректировкой; Д — сумма планируемого или полученного дохода от вложений; Н — сумма налога, причитающегося к уплате в бюджет с данного вида дохода; с — ставка налога на доходы.

Крд стремится к 1. С помощью коэффициента реальной доходности можно выявить наиболее эффективные по налогообложению направления финансовых вложений и формирования доходов организации.

Все вышеперечисленные показатели целесообразно применять в процессе налогового планирования при оценке альтернативных вариантов налоговой политики и выборе оптимального варианта, а также при подведении итогов планирования и определении его результатов. Полученная информация позволяет установить наиболее и наименее эффективные элементы налогового планирования, оценить результативность их с точки зрения как получаемой экономии, так и стоимости внедрения.

На этой базе производится необходимая корректировка действующей системы налогового планирования, принимаются решения об отказе от неэффективных методов или о разработке новых.

, , Статьи по теме:

Налоговое планирование

на 08.05 74,1373 44 коп.

89,5060 17,3 коп. 03.04.2017 — это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

  1. оптимизация налоговых платежей;
  2. сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально. На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  1. составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.
  2. обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
  3. обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
  4. обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
  5. составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;
  6. составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;
  7. нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  1. составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;
  2. прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
  3. составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
  4. еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов. Основными этапами налогового планирования являются:

  1. выявление налоговых рисков;
  2. осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.
  3. анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;
  4. выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;
  5. разработка налоговой схемы;

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. К налоговым рискам относятся:

  1. риски увеличения сумм налогов;
  2. риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.
  3. риски контроля со стороны налоговых органов;

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

  1. принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы.

    Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

  2. принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;
  3. принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);
  4. принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов.

    Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

  5. принцип разумности и экономической обоснованности.

    Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

  6. принцип конфиденциальности;
  7. принцип заблаговременности. необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования. Налоговый анализ включает, например:

  1. анализ заключенных договоров с контрагентами.
  2. выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;
  3. перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования. В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

  • Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения
  • Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами
  • Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством
  • Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения
  • Оптимизация цены сделок
  • Применение отдельных элементов налогообложения
  • Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

  1. начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  2. начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  3. списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);
  4. порядок списания расходов;
  5. определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  1. «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;
  2. налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;
  3. специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения. В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот. Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера. В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта. См. также: Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на . : подробности для бухгалтера

  1. . осуществлять разумное, законное и добросовестное налоговое планирование, в том числе корректировать периоды .
  2. . в свои руки эффективный инструмент налогового планирования. В связи с чем сейчас .
  3. . система налогообложения, как инструмент легального налогового планирования, стала гибче. Перечисленные особенности учета .
  4. . по политике БУ в области налогового планирования. Применение предусмотренных НК РФ преференций . по политике БУ в области налогового планирования. Виды деятельности, по которым действует . аренду. Конечно, предпочтительно в рамках налогового планирования использовать льготы. Но если по .
  5. . «недобросовестность», «непроявление должной осмотрительности», «агрессивное налоговое планирование». Итак, для того, чтобы налоговая .
  6. . место эффективного управления. – Применение СИДН Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп .
  7. . ; или (b) организация располагает возможностями налогового планирования, которые обеспечат наличие налогооблагаемой прибыли . договором денежные потоки. 30. Возможности налогового планирования представляют собой действия, которые могут . налогооблагаемый доход. Если применение механизмов налогового планирования приводит к переносу налогооблагаемой прибыли . ) имеются ли у организации возможности налогового планирования (см. пункт 30), которые приведут .
  8. Сотрудничая с иностранными компаниями, необходимо адекватно отслеживать, какие налоговые последствия могут возникнуть при перечислении доходов в их пользу. В статье речь пойдет о концепции «фактического права на доход» (ФПД), и смеем Вас уверить, что Вам нужно прочитать ее, если: небезразличные Вам российские юридические лица выплачивают «пассивные» доходы (дивиденды, проценты, роялти) иностранным партнерам; Ваши компании покупают товары у иностранных поставщиков, в высокой степени независимости .
  9. . будут волновать не столько варианты налогового планирования, сколько покупательская способность населения и .
  10. Когда уменьшение налогов к уплате признается законным, а когда оптимизация приводит к реальным доначислениям? Как понять где грань, преступая которую добросовестный налогоплательщик становиться нарушителем? Давайте разберемся на примерах из практики использования товарного знака в бизнесе, когда судебные органы признают снижение налоговой нагрузки законной, а когда встают на сторону контролирующих органов. Оценим риски нескольких вариантов использования товарного знака и поговорим о допустимом .
  11. . в области налогового права и налогового планирования. Не оставили эту новость без . в области налогового права и налогового планирования. Не оставили эту новость без .
  12. . продолжит менять подходы к международному налоговому планированию, применению соглашений об избежании двойного .
  13. . с уплатой налогов Специалисты по налоговому планированию и юридическому сопровождению бизнеса рекомендуют .
  14. . организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которого прибыль искусственно .
  15. . -процессы в компании. Любой инструмент налогового планирования, построения системы имущественной и управленческой .

→ 1999-2021 все самое лучше: инфо: подписка: Наши проекты: Отключить мобильную версию

Налоговое планирование и оценка его эффективности

——————————— <*> Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит».

2013. N 16 (544). В статье отмечается, что в современных условиях хозяйствования, при достаточной сложности налогового законодательства и наличии большого количества налоговых преференций для различных групп налогоплательщиков, особую роль приобретает налоговое планирование в организациях. Проанализированы различные методы снижения налоговой нагрузки на предприятия, приведены основные принципы, этапы и методы налогового планирования, дана подробная характеристика показателей оценки результатов разработанного налогового плана.

Сделан вывод о том, что финансовое планирование и управление денежными потоками в организации невозможны без эффективного налогового планирования, позволяющего увеличить прибыльность компании и повысить ее платежеспособность. Эффективное управление финансами коммерческого предприятия может осуществляться только при условии планирования всех финансовых процессов и отношений хозяйствующего субъекта. Любой вид планирования — это прежде всего основной элемент системы внутрифирменного управления на основе концепции, содержащей: — цели организации; — основные направления развития; — приоритеты в распределении ресурсов.

Налоговое планирование — неотъемлемая часть финансового планирования (бюджетирования) предприятия, направленная на упорядочивание и оптимизацию налоговых платежей с помощью разрешенных законом способов.

Современное налоговое законодательство, с одной стороны, достаточно нестабильно, а с другой — предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые наиболее соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств: — уклонение от уплаты налогов; — минимизация налоговых платежей; — налоговое планирование.

Уклонение от уплаты налогов характеризуется сокрытием доходов и имущества от налогообложения с использованием различных методов, практическим отсутствием налоговых платежей.

Но эта «экономия» имеет обратную сторону — высокий риск уголовной ответственности: штраф в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет ( УК РФ). Минимизация налоговых платежей основана на «пробелах» в законодательстве, построении легальных «налоговых схем»: — применение договора аутсорсинга производственного персонала для минимизации взносов по обязательному страхованию; — оформление договоров купли-продажи с указанием момента перехода права собственности — после оплаты, а не фактической отгрузки товаров и т.д.

Минимизация налоговых платежей основана на «пробелах» в законодательстве, построении легальных «налоговых схем»: — применение договора аутсорсинга производственного персонала для минимизации взносов по обязательному страхованию; — оформление договоров купли-продажи с указанием момента перехода права собственности — после оплаты, а не фактической отгрузки товаров и т.д.

Данный метод чреват постоянными судебными спорами с налоговыми органами и неоднозначностью последующего судебного решения. В отличие от предыдущего метода налоговое планирование основано на принципе осмотрительности и использовании только разрешенных методов для оптимизации исчисления и уплаты налогов. Основные характеристики каждого метода представлены в табл.

1. Таблица 1 Методы сокращения налоговых обязательств Метод Характеристика Достоинства Недостатки Уклонение от уплаты налогов Использование фирм-«однодневок» для уменьшения налоговых обязательств; сокрытие доходов и имущества от налоговых органов; искажение бухгалтерской и налоговой отчетности Практически полностью отсутствуют налоговые обязательства и иные платежи, связанные с уплатой налогов, сборов и взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование Уголовная и административная ответственность согласно действующему законодательству Минимизация налоговых платежей Минимизация налоговых обязательств на основе недоработок действующего законодательства; использование «налоговых схем» Уплачиваемые налоги, сборы и взносы минимальны; открытость учетной и отчетной информации организации перед сторонними пользователями Судебные тяжбы с налоговыми органами и, как следствие, большие затраты на юридическое сопровождение в суде; высокий риск доначисления налогов с одновременным присуждением штрафа и пени за несвоевременное исполнение обязательств Налоговое планирование Оптимизация налоговых платежей на основе использования возможностей, предоставляемых действующим законодательством; корректировка деятельности организации и методов ведения учета Легальный путь оптимизации налоговых платежей; отсутствие риска налоговых споров, снижение затрат на юридическое сопровождение; отсутствие оснований для доначисления налоговых санкций, связанных с нарушением законодательства; эффективное руководство денежными потоками Более высокий уровень налоговых платежей по сравнению с перечисленными методами Таким образом, налоговое планирование — это положительное социально-экономическое явление современности, так как оно способствует развитию налоговой культуры и соответствует перспективным экономическим интересам государства и бизнеса. Налоговое планирование должно обеспечивать: — эффективное использование собственных финансовых ресурсов; — оптимизацию налоговых платежей при приемлемом уровне налогового риска; — высокорентабельное использование собственного капитала.

Налоговый план необходимо составлять в тесной связи с планом маркетинга, инвестиционным планом, планом НИОКР, планами снабжения, кадровой политикой и др. Он должен содержать график оптимизированных налоговых платежей и использоваться для дальнейшего расчета финансовых показателей компании. Основными принципами налогового планирования являются: — сбалансированность налоговой политики организации с общей стратегией ее развития; — согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней налоговой среды и политики государства; — альтернативность вариантов налогового планирования; — обоснованность и реализуемость налогового плана; — законность и приемлемость уровня налоговых рисков; — результативность разработанного налогового плана.

В связи с постоянным изменением законодательства, а также правовой оценки тех или иных действий судами и налоговыми органами совокупность применяемых методов налоговой оптимизации постоянно меняется. Поэтому организация не может разработать налоговый план применительно к своей деятельности раз и навсегда. Процесс налогового планирования должен быть непрерывным и включать в себя следующие этапы.

1. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства. 2. Оценка основных видов и показателей деятельности предприятия и формирование на их основе целевых показателей налоговой стратегии.

3. Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности. 4. Поэлементное планирование каждого вида налога и отдельных аспектов деятельности с использованием различных методов налогового планирования.

5. Составление налогового календаря.

6. Разработка системы организационно-экономических и правовых мероприятий по обеспечению реализации налогового плана. 7. Оценка эффективности разработанного налогового плана.

При планировании важное значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно зависят от результатов и размеров деятельности предприятия (прибыль, стоимость основных средств, начисленный фонд оплаты труда) и включаются в расходы, уменьшающие чистую прибыль предприятия. Косвенные налоги (в основном налог на добавленную стоимость) такой прямой зависимости не имеют и не влияют на величину прибыли, но при этом от них зависят денежные потоки организации.

Кроме того, необходимо сгруппировать налоги по сходной налоговой базе и установить связи между налогооблагаемыми базами и группами налогов. Например, увеличение фонда оплаты труда вызовет рост взносов во внебюджетные фонды и снижение прибыли. Но при этом происходит уменьшение суммы налога на прибыль.

Увеличение амортизационных отчислений (например, вследствие применения метода амортизации по остаточной стоимости) вызовет снижение сумм исчисленного налога на имущество, налога на прибыль, но при этом и размер прибыльности предприятия снизится. Это может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности организации.

Взаимное влияние налогов, налоговых баз и финансового результата должно оцениваться с точки зрения сохранения и увеличения рентабельности предприятия при условии возможности снижения налоговой нагрузки предприятия.

При осуществлении непрерывного процесса налогового планирования проводятся постоянный анализ и оценка всех заключаемых сделок на стадии их оформления, так как часто величина налоговых платежей зависит от условий договора. Например, оказание услуги по ремонту частному, а не юридическому лицу способно вызвать дополнительное налогообложение единым налогом на вмененный доход.

Существует достаточно большое количество методов налогового планирования.

В настоящее время выделяют: — ситуационный метод; — метод микробалансов; — матрично-балансовый метод; — статистическо-балансовый метод; — метод графо-аналитических зависимостей; — комбинированный метод.