Органы опеки и попечительства в профилактике преступности несовершеннолетних статья

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации


Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Компетенция деятельности каждого из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних различна. К примеру, орган опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка вправе изъять ребенка, как у родителей, так и у других лиц, на попечении которых он находится.

В свою очередь, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП) в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выявление фактов жестокого обращения с детьми возможно КДН и ЗП при осуществлении ими проверок в следующих учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — общеобразовательных организациях общего образования, образовательных организациях начального профессионального, среднего профессионального образования и других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа органов управления образованием, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием. При этом детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются.

Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

При выявлении фактов недозволенных методов воспитания и обращения с несовершеннолетними, воспитывающимися, находящимися либо содержащимися в вышеперечисленных учреждениях, КДН и ЗП обязаны информировать о таких нарушениях правоохранительные органы с целью защиты прав и свобод несовершеннолетних, для дальнейшего проведения процессуальных проверок и решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, по ст. 156 Уголовного кодекса РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Кроме должностных лиц учреждений, где временно или постоянно находятся несовершеннолетние, уголовная ответственность в случае жестокого обращения с детьми наступает и для родителей.

На ранней стадии профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних особое внимание должно уделяться своевременно полученной информации.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел должны обеспечивать своевременное выявление родителей, отрицательно влияющих на детей.

Это осуществляется путем изучения данных об образе жизни и связях родителей, а также о родителях, отрицательно влияющих на детей.

При выявлении родителей, отрицательно влияющих на детей, необходимо участие сотрудников всех подразделений органов внутренних дел.

Сведения о неблагополучных семьях могут быть истребованы в службе участковых уполномоченных полиции, из медицинских учреждений, детских учреждений (детских домов, детских садов, школ), от органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства и иных источников.
Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Павлова О.В.

© Преподаватель, кафедра русского и иностранных языков, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации Аннотация В статье рассматриваются вопросы своевременной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Рассмотрены методы профилактического воздействия на несовершеннолетних.
Рассмотрены методы профилактического воздействия на несовершеннолетних. Изложенные положения имеют практическую значимость.

Ключевые слова: ранняя профилактика, преступность, несовершеннолетний. Одним из наиболее приоритетных направлений как в деятельности правоохранительных органов, так и общества в целом является своевременное предупреждение противоправного поведения, заключающееся в воздействии на несовершеннолетнего, характеризующегося отрицательно, но еще далекого от совершения преступления.

Воспитание нравственно-правовой культуры необходимо начинать с самого рождения, если мы хотим чтобы наши дети выросли законопослушными гражданами своего государства. Поскольку несовершеннолетние в силу своего возраста не совсем знают и понимают что такое закон и для чего его необходимо соблюдать, наша задача всеми доступными для несовершеннолетних способами доносить до их сознания как им вести себя в той или иной ситуации, чтобы не навредить не только себе, но и окружающим. Поэтому, главной целью любого родителя и педагога является ранняя профилактика преступности несовершеннолетних, а для этого возникает необходимость: своевременно увидеть, развить и не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть.

В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др. Ранняя профилактика в образовательном учреждении.

Так как образовательное учреждение является для несовершеннолетнего одним из основных сфер жизнедеятельности, в котором на ровне с семьей происходит формирование личности подростка, его нравственно-психологических основ поведения. Ранняя профилактика на уровне образовательного учреждения должна включать: 1.

Педагогику ненасилия. Педагогика ненасилия в качестве основного компонента ранней профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних может быть включена не только в систему общего образования, но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте. Межличностные отношения подростков должны строиться на принципах диалога, позитивного отношения друг к другу, отвержения насилия (психического, физического) как способа решения конфликтов. 2. Педагогику здорового потребительства.

Данный компонент социального воспитания ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности. Целью педагогики здорового потребительства являются формирование у учащегося способности ориентироваться и противостоять на личностном уровне деструктивным «искушениям» быстро утверждающейся в России идеологии © Павлова О.В., 2017 г. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . потребительского общества, а также способности учащегося правильно организовывать свой досуг. 3. Педагогику духовно-нравственных основ семьи. Эта составляющая ориентирована на профилактику половой распущенности детей.

Я считаю это важным, так как современная массовая культура пропагандирует моду на гиперсексуальность, когда все более ощутимое число подростков, и в частности, девочек хотят только

«хорошо одеваться и кушать, заниматься сексом и спать»

, так важно, чтобы школа стала той средой, которая бы предлагала другие ценности подрастающему поколению. 4. Педагогику правового воспитания.

Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно. Вместо этого во многих современных школах, наоборот, создается отрицательная, нагнетающая атмосфера.
Вместо этого во многих современных школах, наоборот, создается отрицательная, нагнетающая атмосфера.

Учителя нередко делят учеников на две группы. В первой группе те школьники, кто имеет достаточные умственные способности.

Эта группа всегда признанна, имеет высокий социометрический статус в школе, и, как правило, для ее членов крайне редким является отклоняющееся (или преступное) поведение.

Вторая же группа состоит из учащихся с менее выраженными умственными способностями, слабо развитым интеллектом и низкой учебной поддержкой семьи, — все это объективно мешает достичь академического успеха в школе. Но так как средняя школа ориентирована преимущественно на работу с первой группой учащихся и признания их высокого статуса и успеха, то вторая с самого начала учебного процесса начинает ощущать себя ущербной, неудовлетворенной своим положением и статусом.

Нередко педагоги таких неуспевающих учащихся «стигматизируют» как лентяев, неудачников, второсортных, и в результате чего многие из них пытаются реализовать себя в девиантном поведении и неформальных объединениях, что автоматически переводит их в группу риска. В качестве практических рекомендаций по ранней профилактике можно предложить следующее: Во-первых, необходимо формирование целенаправленной политики общеобразовательного учреждения по реализации принципа «полной занятости» учащихся, что становится постепенно возможным по мере восстановления доступного досуга для несовершеннолетних.

Данная идея заключается в том, что социальные педагоги общеобразовательного учреждения собирают сведения о характере проведения свободного времени учащимися, начиная с 1 класса. В случае своевременного установления того, что характер проведения несовершеннолетним свободного времени становится преимущественно «праздным», связанным с бесцельным времяпровождением на улице, педагог принимает все возможные меры, чтобы привлечь учащегося к другой, более продуктивной форме проведения досуга. Во-вторых, необходимо изменить подходы к трудовому воспитанию подростков.

Для этого можно приблизить уроки труда к сфере жизнедеятельности современного человека, например: демонстрация простейшего ремонта бытовой или компьютерной техники, устройство автомастерских, ведение цветоводства, ухода за домашними животными и т.

п. В-третьих, необходимо в учебный процесс ввести практику основ социального служения и организовать тесное сотрудничество общеобразовательного учреждения с органами социальной защиты, что позволит проявлять учащимися сострадание и уважение к пожилым людям, оказывать помощь и уход за престарелыми, инвалидами.

Успех такого служения, степень мотивации учащихся во многом зависит от талантливой организации данного процесса. В-четвертых, необходимо создать среди подростков нетолерантное и нетерпимое отношение к алкоголю, сквернословию, табакокурению и наркотикам в рамках образовательного пространства.

В-пятых, целесообразно в общеобразовательных учреждениях восстановить школьную форму, как средство уменьшения конфликтности между учащимися, возникающие из-за амбициозности, тщеславия или наоборот чувства чьей-нибудь материальной ущербности, а также в целях «внешнего» повышения учебной дисциплины. Подводя итог вышесказанному, отметим, что от нашего отношения к детям сегодня зависит то, кем они станут завтра.

Поэтому работа с детьми по недопущению их противоправного поведения в настоящее время, несомненно, окажет положительное влияние на предупреждение преступности в будущем. Литература iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 1. Бурмистров И. А. (Тульский филиал юридического институа МВД России).
А. (Тульский филиал юридического институа МВД России). О совершенствовании деятельности ОВД по предупреждению преступлений неформальных групп несовершеннолетних // Организационно-правововые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Материалы межведомственной научно-практической конференции. М., 1999. -С. 129 2. Первова И.Л. Асоциальное поведение подростков.

Спб., 1999. -С. 255 3. Пристанская О.В., Клочкова А.В., Макроуровневая детерминация преступности несовершеннолетних // Организационно-правововые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Материалы межведомственной научно-практической конференции. М., 1999. -С. 64. 4. Сукало А.А.

Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга. СПб., 1996. -С. 5. Криминогенная ситуация в Российской федерации в начале XXI века / Под общей ред. проф. Кикотя В Я. М.: ВНИИ МВД, 2001.

-С. 7, 8. 6. Проблема предупреждений правонарушений учащихся общеобразовательных школ. М., 1990 / Под ред. Панкратова В. М., 1990.

Система органов, осуществляющих предупреждение преступлений, совершаемых в отношении детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

но чувствуемую потребность в восстановлении единства прикладной и чистой науки права, дав обеим им один и тот же предмет изучения — правовые явления.

Без этого шага невозможно дальнейшее развитие науки права, невозможно говорить о позитивной науке права» [2, с. 481]. Таким образом, критика Н. М. Коркуновым классических типов правопонимания имеет целый ряд особенностей, отличающих ее от критики других теоретиков права.

Прежде всего, следует отметить, что основой правовой теории и методологии права Коркунова является юридический позитивизм. Соответственно, его критика юридического позитивизма имеет ограниченный характер и распространяется на методологию познания права, отождествление научных и юридических законов, догматизм классического юспози-тивизма. Вместе с тем критика школы естественного права осуществляется с тех же методологических позиций, а основным ее аргументом является историческая ограниченность данной концепции, снимаемая конкретно-исторической интерпретацией права.

В целом можно отметить, что, учитывая эволюционный принцип в качестве основополагающего для методологии своей правовой концепции, Н.

М. Коркунов существенно дополняет теорию юридического позитивизма, освобождая последнюю от догматизма, соединяя общую и прикладную правовые теории посредством интерпретации права как способа разграничения интересов.

На наш взгляд, такой подход следует рассматривать как альтернативу классическому позитивизму в праве и, принимая во внимание кризис данного правопонимания в те годы, может рассматриваться как его возрождение.

Литература 1. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права.

СПб., 1914. 2. Коркунов Н. М. История философии права. СПб., 1915.

© 2015 г. Ю. А. Беляева СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В статье рассматриваются субъекты, осуществляющие предупреждение преступности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.

Автор раскрывает функции и полномочия, которые реализуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Ключевые слова: предупреждение преступлений, несовершеннолетние, дети, оставшиеся без попечения родителей, субъекты предупреждения преступлений, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, представляют собой высокую степень общественной опасности при их фактической распространенности. По данным статистики, преступная жестокость в отношении несовершеннолетних за последние годы увеличилась в разы. Особую озабоченность и высокий резонанс вызывают преступления, совершенные в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку данная категория несовершеннолетних является наиболее незащищенной, она требует к себе повышенного внимания и защиты со стороны государственных органов. В советский период своеобразным гарантом благосостояния ребенка выступали государство и общественные партийные организации, защищавшие его от преступных посягательств.

Неполная семья может выступать одной из причин аморального поведе- ния ребенка, которое способно привести к совершению в последующем в отношении него преступных посягательств. В настоящее время к субъектам, занимающимся предупреждением преступности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (органы управления образованием), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68) контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) [1, с.

В настоящее время к субъектам, занимающимся предупреждением преступности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (органы управления образованием), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68) контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) [1, с. 166]. Органы внутренних дел являются специализированными субъектами предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.

В этой работе участвуют практически все подразделения, среди кото- нения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» от 16.12.2009 № 346-ЗС и «О внесении изменений в областной закон «Об административных правонарушениях»» от 16.12.2009 № 347-ЗС, установивших запрет на нахождение детей, не достигших 18 лет, в любое время суток в местах, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, в пивных рестора- iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . рых можно выделить участковых уполномоченных нах, винных и пивных барах, рюмочных, в других полиции, сотрудников патрульно-постовой службы, местах, которые специализируются на реализации подразделения по делам несовершеннолетних, сотрудников следственных подразделений.

Данные субъекты оцениваются в целом как соответствующая система. Это означает, что функционируют они во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно.

Каждый из этих субъектов играет в системе определенную роль, решает свои конкретные задачи, действует с применением особых форм и методов, тактики, приемов, наделен специфическими правами, полномочиями и обязанностями, но вместе с тем все они объединены общей целью — это предупреждение совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, в частности, детей, оставшихся без попечения родителей. Координация деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). КДН и ЗП организуют контроль за воспитательным процессом, обучением, содержанием несовершеннолетних, а также обеспечивают реализацию мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, обнаружению и устранению причин и условий, которые способствуют безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних [2, с.

13]. Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

предусмотрено, что процедура образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите только алкогольной продукции, пива, напитков, изготавливаемых на его основе.

При этом не имеет значения, сопровождают ли детей родители (лица, их заменяющие) или нет. Следует отметить, что в Ростовской области, по данным статистики, проживают более 740 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Для обеспечения их прав и законных интересов областными органами исполнительной власти реализуется Региональная стратегия действий в интересах детей, которая была разработана с учетом наиболее важных направлений государственной политики.

В регионе образована и достаточно успешно действует развитая сеть учреждений государственной поддержки детства, в том числе 83 детских дома и школы-интерната, 16 центров психолого-педагогической помощи, 7 домов ребенка системы здравоохранения. Также в Ростовской области работают 49 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе: 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 7 социальных приютов для детей и подростков, 6 центров социальной помощи семье и детям, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Каждый год данные организации обслуживают около 45 тысяч семей с детьми, 48 тысяч несовершеннолетних.

Более 5 тысяч семей находятся на социальном патронаже специалистов, работающих в учреждениях [3]. В целях стимулирования устройства детей-сирот в семьи и социальной поддержки детей принятыми в Ростовской области законами от 26 декабря 2005 года № 426-ЗС

«О ежемесячном денеж- их прав и выполнения ими некоторых государствен- ном содержании детей-сирот и детей, оставших- ся без попечения родителей, переданных в семьи опекунов или попечителей»

и от 22 октября 2005 года № 369-ЗС «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без ных полномочий определяется не только законодательством Российской Федерации, но и законодательством ее субъектов.

Данная норма позволяет субъектам Федерации собственными нормативными актами урегулировать отношения, возникающие попечения родителей, в части содержания в при-в связи с деятельностью КДН и ЗП по предупреж- емных семьях» предусмотрены выплаты из дению преступлений в отношении детей, оставшихсясредств областного бюджета, размер которых без попечения родителей, на своих территориях.

с каждым годом возрастает. Например, именно в этих целях Законодательным Нельзя оставить без внимания тот факт, что собранием Ростовской области приняты два обла- на воспитании в детских домах находится более стных закона «О мерах по предупреждению причи- 1 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей, а в казачьих кадетских корпусах Ростовской области обучается более 1,5 тысяч кадетов, в числе которых примерно 7 % — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В регионе функционирует 63 муниципальных и 1 областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, что свидетельствует о том, что вся страна, а в указанном примере конкретно администрация Ростовской области, обеспокоена судьбой каждого ребенка.

Следующим субъектом предупреждения преступлений против детей, оставшихся без попечения родителей, о котором бы хотелось упомянуть, являются органы опеки и попечительства. Они активно действуют как представители интересов ребенка в том случае, если родители имеются, но свою роль в качестве законных представителей ребенка не выполняют или выполняют ее чрезвычайно плохо или даже являются источником опасности для жизни, здоровья, воспитания ребенка.

Именно тогда органы опеки и попечительства полностью восполняют появившийся пробел в жизни несовершеннолетнего, становясь его единственным законным представителем и решая его судьбу посредством устройства в семью, заменяющую родительскую, либо в организацию, предназначенную для детей, которые лишились родительского попечения. Если на момент удовлетворения иска о лишении родительских прав, отобрания детей у родителей устройство несовершеннолетних не состоялось, представительство его интересов ложится целиком и полностью на органы опеки и попечительства [4, с.

21]. Количество же таких детей постоянно растет.

Например, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения Ростовской области составляет около 1,7 % (менее 13 тысяч человек), среди них большая часть (87 %) воспитывается в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей, 13 % находится в государственных учреждениях различной ведомственной принадлежности [3].

Органы опеки и попечительства после устройства несовершеннолетнего не освобождаются от обязанности защищать его интересы. Защищая право ребенка на жизнь и воспитание, им предстоит владеть информацией о возможном нарушении этого права либо когда оно уже состоялось, а также осуществлять предупредительную деятельность по противодействию преступности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, к сожалению, нередки случаи не только нарушения прав детей, но и совершения в отношении них преступлений воспитателями детских домов, приемными родителями и т.

д. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Значительная роль в предупреждении преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе и детей, оставшихся без попечения роди- телей, отведена российским законодательством подразделениям и учреждениям органов внутренних дел. Наиболее отлаженным, оснащенным кадровой и материальной составляющими субъектом являются подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН).

Профилактическую деятельность ПДН можно определить как основанную на нормах права целенаправленную исполнительно-распорядительную деятельность специализированных субъектов системы органов внутренних дел МВД России, осуществляемую в соответствии с зонально-линейным принципом и выражающуюся в практическом непосредственном отражении угроз причинения вреда жизненно важным интересам и правам несовершеннолетних [5, с.

36]. Подразделения по делам несовершеннолетних занимаются выявлением лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, совершают в отношении них другие противоправные деяния. Сотрудники ПДН выявляют родителей или законных представителей несовершеннолетних, а также должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию.

ПДН в установленном порядке вносят предложения о применении к таким лицам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем при главенствующей роли в профилактической работе подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел следует указать на тот факт, что положительный результат в предупредительной деятельности будет достигнут лишь в том случае, если все субъекты смогут функционировать во взаимосвязи друг с другом. В межведомственном взаимодействии существует серьезный недостаток — как правило, детально не анализируются причины, породившие преступления, их обстоятельства, не оценивается на должном уровне деятельность должностных лиц, к компетенции которых относится контроль за подростками, их родителями или опекунами.

В итоге совершаются тяжкие преступления в отношении малолетних лицами, в том числе и родителями, родственниками, которые находились или должны находиться под контролем сотрудников полиции, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, а также других структур.

Мы считаем необходимым остановиться на проблеме нарушения прав ребенка государственными органами, в том числе органами, уполномоченными государством на его защиту. Следует отметить, что зачастую нарушение прав ребенка является результатом преступного бездействия уполномоченных на защиту органов. Причина этого — слабая регламентация обязанностей должностных лиц по защите прав детей, остав- Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 1 (68) шихся без попечения родителей.

При большей детализации их обязанностей у должностных лиц не будет возможности уходить от ответственности за бездействие.

Дети, содержащиеся в государственных детских учреждениях, находятся в тяжелейших условиях. Здания нуждаются в капитальном ремонте, санитарное состояние помещений оставляет желать лучшего. Дети не получают вовремя одежду и обувь, отсутствуют лекарственные средства, не обеспечивается полноценное питание воспитанников.

Происходит это как по причине недофинансирования, так и вследствие нецелевого использования выделенных средств.

В Ростовской области в прошлом году проверялись 14 детдомов и интернатов в таких городах, как Шахты, Гуково, Красный Сулин, а также в Тацинском районе. Как стало известно, аудиторами в ходе ревизии были обнаружены приписки, нецелевое и незаконное использование средств [6]. На расширенной коллегии Следственного комитета Российской Федерации выступал Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.

А. Астахов, который указал на существенные недостатки в системе защиты детей от преступных посягательств: в России отсутствует система предупреждения преступлений, совершаемых на почве педофилии, в том числе ответственность за пропаганду педофилии; не сформирована сеть специализированной психиатрической (сексолого-психиатрической) помощи лицам с расстройствами сексуального характера, включая и осужденных к лишению свободы; в законодательстве нашей страны нет сформулированного понятия детской порнографии, а также нет ответственности за сам факт ее изготовления, перемещения через государственную границу и хранения без цели распространения. Федеральным уполномоченным было предложено установить более строгие меры уголовной ответственности за совершение самых общественно опасных видов ненасильственных половых преступлений против несовершеннолетних, запретить примирение обвиняемого с несовершеннолетней жертвой в случаях, когда обвиняемый является родителем или законным представителем потерпевшего или имеет большую разницу в возрасте с потерпевшим.

Вместе с тем П. А. Астахов предложил ввести административную ответственность юридических лиц за правонарушения, которые были ими совершены в отношении детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т. д.). Одно из главных направлений совместной межведомственной работы — это обеспечение безопасности несовершеннолетних, находящихся в специализированных учреждениях, детских садах, школах и больницах. Департаменты здравоохранения и социального развития, образования, молодежной политики и спорта работают над завершением программы укрепления и обеспечения безопасности учреждений, оснащением системами ГЛОНАСС школьных автобусов, пресечением доступа в детскую среду лиц, которым запрещено заниматься соответствующими видами деятельности, связанными с непосредственным общением с несовершеннолетними [7].

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что преступность, насилие и жестокость в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, — проблема, имеющая глобальный характер, ее решение возможно лишь при объединении всеобщих усилий, активизации действий в этом направлении всех основных структур и ведомств, продуктивном использовании потенциала правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики, неправительственных организаций, институтов гражданского общества. Литература iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 1. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В. Я. Ки-котя, С. Я. Лебедева, Н. В. Румянцева. 2-е изд., перераб.

и доп. М., 2010. 2. Магденко А. Д., Танаева З. Р. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными и общественными организациями в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. М., 2010. 3. Работа с несовершеннолетними.

URL: http:// www.donland.ru/Default.aspx?pageid=125146 (дата обращения: 22.09.2014). 4. Нечаева А. М. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семейно-правовой сфере // Российская юстиция.

2011. № 11. 5. Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: методическое пособие / под ред.

С. И. Гирько, Ю. Н. Демидова.

М., 2014. 6. Нарушения прав ребенка государственными органами. URL: http://www.mhg.ru/publications/ 3BA8C9F 7.

О формах и методах взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в вопросах предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних. URL: http://orel-deti.ru/dokla-dy-i-publikacii/o-formakh-i-metodakh-vzaimodeistviia-organov-i-uchrezhdenii-sistemy-profilaktiki-v-voprosa-kh-predupr.html

Принятие органами опеки и попечительства правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, решений по вопросам, отнесенным к их компетенции

.Законодательство наделяет органы опеки и попечительства рядом полномочий, использование которых имеет принципиальное значение для защиты детей от насилия в семье. К таким полномочиям, прежде всего, относится право этих органов немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Данная норма может играть важную роль в профилактике насилия над детьми в семье, однако на практике она в настоящее время применяется редко.Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье имеет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (статья 57 Семейного кодекса Российской Федерации). Содействовать реализации этого права ребенка призваны органы опеки и попечительства.

Так, в случае возникновения споров о воспитании ребенка эти органы опрашивают детей, не достигших десяти лет, и информируют об их мнении суд. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г.

N 10

«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о возможности опроса ребенка в судебном заседании с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.Важными направлениями деятельности органов опеки и попечительства по профилактике насилия над детьми в случае отобрания детей у кровных родителей являются:подбор ребенку, оставшемуся без попечения родителей, замещающей семьи;подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;последующий контроль со стороны органов опеки и попечительства за условиями жизни подопечных, соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, выполнением опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.Широкий круг прав и обязанностей органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми, многообразие средств, с помощью которых они могут выполнять эти функции, требуют от указанных органов привлечения к профилактической деятельности других субъектов системы защиты прав и законных интересов детей.В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлена возможность осуществления полномочий по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства уполномоченными организациями (образовательными, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, и иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Таким образом, подчеркивается роль уполномоченных организаций в проведении профилактической работы по предупреждению жестокого обращения с детьми.Глава II Федерального закона

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществлять работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы не только в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, но и в отношении родителей или иных законных представителей, жестоко обращающихся с детьми.В настоящее время профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения, органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), иные организации, создаваемые органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства.Основными направлениями деятельности центров социальной помощи семье и детям являются:выявление и осуществление учета семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;проведение социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав (методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», утвержденные Постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. N 52).Основными направлениями деятельности центров психолого-педагогической помощи населению являются:оказание квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;осуществление мероприятий по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере семейного и родительского общения;психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка (методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению», утвержденные Постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г.

N 53).Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; содействуют возвращению в семью несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома, осуществляют реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, организуют социальный патронаж несовершеннолетних (примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г.

N 896).Социальные приюты для детей выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, обеспечивают их временное проживание при невозможности возвращения в семью (примерное положение о социальном приюте для детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896).При работе с детьми в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, рекомендуется предусматривать:поэтапное проведение программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения (рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 29 марта 2002 г.

N 25).Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, принимают детей, подвергшихся различным формам психического и физического насилия, а также детей, вынужденных покинуть семью, для проведения комплексной диагностики их психического и физического состояния, оказания им индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи, проведения психокоррекционной и психопрофилактической работы (типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 867). В соответствии с типовым положением к работе с детьми и их родителями допускается привлекать всех необходимых специалистов: педагога-психолога, социального педагога, врачей-специалистов и других в зависимости от содержания и основных направлений деятельности центра.Таким образом, в настоящее время значительное число учреждений социальной защиты населения и образовательных учреждений призваны оказывать помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям (законным представителям).Однако для этих учреждений работа с детьми — жертвами насилия не является основным направлением деятельности.