Ст 123 нк рф в новой редакции с комментариями 2021

Статья 123 НК РФ. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов


» Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов1. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.2.

Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при одновременном выполнении следующих условий:налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации;налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

  1. Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
  2. Статья 124. Утратила силу

Налоговый агент удерживает необходимые суммы налога из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

В случае если налоговый агент не имеет возможности удержать налог у налогоплательщика, он обязан сообщить об этом в течение месяца в налоговый орган.Если доход налогоплательщика, подлежащий обложению налогом у налогового агента, состоит в экономической выгоде либо получен в натуральной форме, и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ.При применении пункта 1 статьи 46 НК РФ необходимо иметь в виду, что по смыслу данной нормы не перечисленная налоговым агентом сумма налога, подлежащая удержанию у налогоплательщика, взыскивается с налогового агента по правилам взыскания недоимки, т.е.

в бесспорном порядке (за исключениями, установленными пунктом 1 статьи 45 НК РФ).В отличие от налогоплательщика, в отношении которого оговорен момент исполнения обязанности по уплате налога (он определяется по общему правилу моментом предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога либо моментом внесения денежной суммы в банк или кассу), Налоговый кодекс не оговаривает, когда обязанность налогового агента по перечислению налога считается выполненной.1. Объектом налогового правонарушения является предусмотренный Кодексом и другими актами законодательства о налогах порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет сумм налогов.

При этом виновный допускает нарушение норм целого ряда статей настоящего Кодекса, в частности статей 9, 23, 24, 46, 47 НК РФ.Непосредственным объектом данного налогового правонарушения являются отношения, связанные с исполнением налоговым агентом своих обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налогов. Опасность данного деяния состоит в том, что подрывается система финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципального образования, так как налогоплательщик (хоть и не по своей вине) не исполняет лежащей на нем конституционной обязанности по уплате налога (ст.

57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ).2.

Характеризуя объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, следует обратить ваше внимание на ряд важных положений:а) обязанности налогового агента возлагаются на последнего нормами не только самого Кодекса, но и других законов, посвященных отдельным видам налогов;б) из всего круга обязанностей, возложенных на налогового агента правилами пункта 3 статьи 24 НК РФ, объективная сторона деяния, предусмотренного статьей 123 НК РФ, охватывает:— невыполнение обязанностей по удержанию сумм налогов.

Однако, для того чтобы иметь возможность удержать налог, необходимо по общему правилу его исчислить.

Поэтому именно налоговый агент (а не налогоплательщик) в данном случае обязан исчислить сумму налога в соответствии с правилами статей 52 — 56 НК РФ;— невыполнение виновным обязанностей по перечислению в бюджет сумм удержанных налогов.

При этом следует обратить внимание на ряд важных моментов:1) хотя в комментируемой статье и говорится о перечислении суммы налогов, все же следует учесть, что в ряде случаев Кодекс допускает возможность уплаты налога путем внесения наличных денег.

Поэтому и случаи такого невнесения охватываются объективной стороной данного правонарушения;2) объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, налицо и тогда, когда виновный одновременно и не удержал, и не перечислил (не внес) в бюджет соответствующую сумму налогов, и тогда, когда он, хотя и удержал сумму налога, не перечислил (не внес) ее, и тогда, когда виновный не полностью удержал сумму налога либо не полностью перечислил (внес) удержанную сумму налога;в) для наступления ответственности не имеет значения размер неудержанной (неперечисленной) суммы налогов. Однако весьма незначительный размер такой суммы может быть учтен при определении меры ответственности как смягчающее обстоятельство (подп.

3 п. 1 ст. 112 НК РФ).3. Субъектами анализируемого деяния могут выступать только налоговые агенты, т.е.

лица, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Однако российские организации, не наделенные статусом юридических лиц (это возможно в соответствии со ст. 8 Закона о профсоюзах, ст. 3 Закона об объединениях), не могут считаться субъектами данного правонарушения (так как они не могут являться налоговыми агентами, пока законодатель не внесет поправок в ст.

ст. 11, 24, 123 и ряд других норм НК РФ).Предусмотренное комментируемой статьей деяние и ответственность, когда оно совершено физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления.Привлечение налогового агента-организации к ответственности за совершение данного правонарушения не освобождает ее руководителя (иное лицо, выполняющее в организации управленческие функции) при наличии достаточных оснований от административной, уголовной, иной предусмотренной законом ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 НК РФ не освобождает его от обязанности удержать и перечислить в бюджет сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ).4. Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием или умысла, или неосторожной формы вины.5.

Санкции за совершение данного правонарушения:— виновный привлекается к уплате штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению;— сумма штрафа подлежит увеличению или уменьшению с учетом правил статьи 112 НК РФ и пунктов 3, 4 статьи 114 НК РФ.( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Понравилась статья?

Поделиться с друзьями:

Статья 123.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

1. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

2. Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при одновременном выполнении следующих условий: налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок; в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации; налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Комментарий к ст.

123 НК РФ Налоговый агент удерживает необходимые суммы налога из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В случае если налоговый агент не имеет возможности удержать налог у налогоплательщика, он обязан сообщить об этом в течение месяца в налоговый орган. Если доход налогоплательщика, подлежащий обложению налогом у налогового агента, состоит в экономической выгоде либо получен в натуральной форме, и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика.

Если доход налогоплательщика, подлежащий обложению налогом у налогового агента, состоит в экономической выгоде либо получен в натуральной форме, и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ.

При применении пункта 1 статьи 46 НК РФ необходимо иметь в виду, что по смыслу данной нормы не перечисленная налоговым агентом сумма налога, подлежащая удержанию у налогоплательщика, взыскивается с налогового агента по правилам взыскания недоимки, т.е.

в бесспорном порядке (за исключениями, установленными пунктом 1 статьи 45 НК РФ). В отличие от налогоплательщика, в отношении которого оговорен момент исполнения обязанности по уплате налога (он определяется по общему правилу моментом предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога либо моментом внесения денежной суммы в банк или кассу), Налоговый кодекс не оговаривает, когда обязанность налогового агента по перечислению налога считается выполненной.

1. Объектом налогового правонарушения является предусмотренный Кодексом и другими актами законодательства о налогах порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет сумм налогов. При этом виновный допускает нарушение норм целого ряда статей настоящего Кодекса, в частности статей 9, 23, 24, 46, 47 НК РФ. Непосредственным объектом данного налогового правонарушения являются отношения, связанные с исполнением налоговым агентом своих обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налогов.

Опасность данного деяния состоит в том, что подрывается система финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципального образования, так как налогоплательщик (хоть и не по своей вине) не исполняет лежащей на нем конституционной обязанности по уплате налога (ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ).

2. Характеризуя объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, следует обратить ваше внимание на ряд важных положений: а) обязанности налогового агента возлагаются на последнего нормами не только самого Кодекса, но и других законов, посвященных отдельным видам налогов; б) из всего круга обязанностей, возложенных на налогового агента правилами пункта 3 статьи 24 НК РФ, объективная сторона деяния, предусмотренного статьей 123 НК РФ, охватывает: — невыполнение обязанностей по удержанию сумм налогов.

2. Характеризуя объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, следует обратить ваше внимание на ряд важных положений: а) обязанности налогового агента возлагаются на последнего нормами не только самого Кодекса, но и других законов, посвященных отдельным видам налогов; б) из всего круга обязанностей, возложенных на налогового агента правилами пункта 3 статьи 24 НК РФ, объективная сторона деяния, предусмотренного статьей 123 НК РФ, охватывает: — невыполнение обязанностей по удержанию сумм налогов. Однако, для того чтобы иметь возможность удержать налог, необходимо по общему правилу его исчислить.

Поэтому именно налоговый агент (а не налогоплательщик) в данном случае обязан исчислить сумму налога в соответствии с правилами статей 52 — 56 НК РФ; — невыполнение виновным обязанностей по перечислению в бюджет сумм удержанных налогов.

При этом следует обратить внимание на ряд важных моментов: 1) хотя в комментируемой статье и говорится о перечислении суммы налогов, все же следует учесть, что в ряде случаев Кодекс допускает возможность уплаты налога путем внесения наличных денег.

Поэтому и случаи такого невнесения охватываются объективной стороной данного правонарушения; 2) объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, налицо и тогда, когда виновный одновременно и не удержал, и не перечислил (не внес) в бюджет соответствующую сумму налогов, и тогда, когда он, хотя и удержал сумму налога, не перечислил (не внес) ее, и тогда, когда виновный не полностью удержал сумму налога либо не полностью перечислил (внес) удержанную сумму налога; в) для наступления ответственности не имеет значения размер неудержанной (неперечисленной) суммы налогов. Однако весьма незначительный размер такой суммы может быть учтен при определении меры ответственности как смягчающее обстоятельство (подп.

3 п. 1 ст. 112 НК РФ). 3. Субъектами анализируемого деяния могут выступать только налоговые агенты, т.е. лица, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Однако российские организации, не наделенные статусом юридических лиц (это возможно в соответствии со ст.

8 Закона о профсоюзах, ст. 3 Закона об объединениях), не могут считаться субъектами данного правонарушения (так как они не могут являться налоговыми агентами, пока законодатель не внесет поправок в ст. ст. 11, 24, 123 и ряд других норм НК РФ).

Предусмотренное комментируемой статьей деяние и ответственность, когда оно совершено физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления. Привлечение налогового агента-организации к ответственности за совершение данного правонарушения не освобождает ее руководителя (иное лицо, выполняющее в организации управленческие функции) при наличии достаточных оснований от административной, уголовной, иной предусмотренной законом ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ). Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 НК РФ не освобождает его от обязанности удержать и перечислить в бюджет сумму налога (п.

5 ст. 108 НК РФ). 4. Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием или умысла, или неосторожной формы вины.

5. Санкции за совершение данного правонарушения: — виновный привлекается к уплате штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению; — сумма штрафа подлежит увеличению или уменьшению с учетом правил статьи 112 НК РФ и пунктов 3, 4 статьи 114 НК РФ.

Судебная практика по статье 123 НК РФ Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2019 N 305-КГ18-23583 по делу N А40-46973/2017 Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 инспекцией вынесено решение, которым доначислены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (далее — НДС) в общей сумме 69 483 646 рублей, соответствующие суммы пеней и штрафов, а также по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) пени в сумме 19 504 рублей, штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налогового кодекса) в сумме 13 896 729 рублей.
Судебная практика по статье 123 НК РФ Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2019 N 305-КГ18-23583 по делу N А40-46973/2017 Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 инспекцией вынесено решение, которым доначислены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (далее — НДС) в общей сумме 69 483 646 рублей, соответствующие суммы пеней и штрафов, а также по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) пени в сумме 19 504 рублей, штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налогового кодекса) в сумме 13 896 729 рублей. Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 302-КГ18-22744 по делу N А58-9294/2017 Согласно данному решению инспекцией установлена недоимка по налогам в общей сумме 2 221 159 рублей, в т.ч.

по НДС за 4 квартал 2014 года в сумме 1 049 137 рублей, по налогу на прибыль за 2014 год в сумме 1 165 709 рублей, по налогу на имущество организаций за 2014 год в сумме 6 313 рублей, начислены соответствующие суммы пеней. Заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в виде штрафа (с учетом уменьшения в 2 раза по смягчающим обстоятельствам) в общей сумме 291 358 рублей.

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N 305-ЭС19-1886 по делу N А40-1897/2018 Как усматривается из судебных актов, оспариваемым решением, вынесенным налоговым органом по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленного заявителем расчета 6-НДФЛ за 9 месяцев 2016 года, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в виде штрафа в размере 5 151 931 рублей 60 копеек.

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N 305-ЭС19-1889 по делу N А40-1968/2018 Как усматривается из судебных актов, оспариваемым решением, вынесенным налоговым органом по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленного заявителем расчета 6-НДФЛ за 1 полугодие 2016 года, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в виде штрафа в размере 6 622 415 рублей, также заявителю начислены пени по состоянию на 21.08.2017.

Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2019 N 303-ЭС19-2398 по делу N А04-1346/2018 Как усматривается из судебных актов, решением МИФНС N 3 от 29.09.2017 N 048 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области от 18.01.2018 N 15-07/2/15), вынесенным по результатам выездной налоговой проверки, ООО «Вектор» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, за совершение действий по уклонению от уплаты налогов в связи с принятием к учету хозяйственных операций с обществами с ограниченной ответственностью «Рос-Амур», «Альянс Партнер», «ВНК», индивидуальными предпринимателем Сидоровым С.С.

(далее — ИП Сидоров С.С.). Обществу доначислены к уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и налога на прибыль организаций, начислены пени и штрафы.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 302-КГ18-22744 по делу N А58-9294/2017 По результатам проверки инспекцией составлен акт от 17.04.2017 N 15/35 и принято решение от 07.06.2017 N 15/458, которым обществу начислена недоимка по налогам в общей сумме 2 221 159 рублей, в том числе по НДС за 4 квартал 2014 года в сумме 1 049 137 рублей, по налогу на прибыль за 2014 год в сумме 1 165 709 рублей, по налогу на имущество организаций за 2014 год в сумме 6 313 рублей, начислены соответствующие суммы пеней. Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в виде штрафа в общей сумме 291 358 рублей. Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2019 N 303-ЭС19-3764 по делу N А59-5326/2017 Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тенза» (Сахалинская обл., г.

Холмск; далее — заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.06.2018 по делу N А59-5326/2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.12.2018 по тому же делу по заявлению общества о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области (далее — инспекция, налоговый орган) от 02.06.2017 N 6-В в части доначисления к уплате 2 877 354 рублей налога на добавленную стоимость (далее — НДС), приходящихся пеней, начисления пеней за недобор налога на доход физических лиц (далее — НДФЛ) в размере 140 884 рублей, а также привлечения к ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекса) в размере 579 501,50 рубля штрафа, Определение Верховного Суда РФ от 16.10.2019 N 304-ЭС19-19177 по делу N А03-1725/2018 Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период 2014-2015 гг., налога на доходы физических лиц за 2014 — 2016 гг.

налоговым органом вынесено оспариваемое решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику доначислены НДС в размере 8 991 246 рублей, налог на доходы физических лиц — 16 080 рублей, пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 2 264 668 рублей 52 копейки, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде штрафа в размере 899 124 рублей 60 копеек, а также предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса, в виде штрафа в размере 4 755 рублей. Определение Верховного Суда РФ от 28.10.2019 N 310-ЭС19-19010 по делу N А68-8038/2018 решением Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17.07.2019, заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части начисления 605 рублей 49 копеек пеней по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) и 587 рублей 44 копеек штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс); в удовлетворении остальной части требования к инспекции отказано. Производство по делу в части требования администрации о признании недействительным решения управления прекращено.

Определение Верховного Суда РФ от 28.10.2019 N 303-ЭС19-18874 по делу N А04-5977/2018 Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной налоговой проверки деятельности общества инспекцией вынесено решение, которым доначислены налоги в сумме 8 573 087 рублей, пени в сумме 2 487 601 рублей 78 копеек, общество привлечено к налоговой ответственности по статьям 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Налогового кодекса) в виде штрафа в сумме 147 643 рублей 46 копеек (с учетом смягчающих обстоятельств).

Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2019 N 305-ЭС19-19153 по делу N А40-126098/2018 Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, инспекцией вынесено решение, которым доначислены налог на прибыль в сумме 12 699 936 рублей, налог на добавленную стоимость (далее — НДС) в сумме 11 430 134 рублей, соответствующие суммы пеней и штрафных санкций по статьям 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс).
Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2019 N 305-ЭС19-19153 по делу N А40-126098/2018 Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, инспекцией вынесено решение, которым доначислены налог на прибыль в сумме 12 699 936 рублей, налог на добавленную стоимость (далее — НДС) в сумме 11 430 134 рублей, соответствующие суммы пеней и штрафных санкций по статьям 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс).

Статья 231 НК РФ. Порядок взыскания и возврата налога

СТ 231 НК РФ. 1. Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой. Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.

В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

. Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств. При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.

1.1. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса. 2. Утратил силу с 1 января 2016 года.

— Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ. 3. Утратил силу с 1 января 2011 г.

В статье 231 НК РФ установлен порядок взыскания и возврата налоговым агентом налога на доходы физических лиц. Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ

«О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования»

(далее — Закон N 229-ФЗ) пункт 1 статьи 231 НК РФ изложен в новой редакции.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2011 г.

До внесения изменений в пункте 1 статьи 231 НК РФ не были прописаны ни процедура, ни сроки возврата из бюджета налога на доходы физических лиц. Сейчас в пункте 1 статьи 231 НК РФ подробно изложен порядок возврата излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц. Абзац 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 166-ФЗ

«О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

.

Абзац 1 пункта 1 статьи 231 НК РФ устанавливает, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.

Официальная позиция. В письме ФНС России от 02.10.2012 N ЕД-4-3/[email protected] «О предоставлении имущественного вычета» разъясняется, что возврат налога на доходы физических лиц производится за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в месяце, в котором налогоплательщик представил подтверждение права на имущественный налоговый вычет, и в последующие месяцы. Аналогичный вывод также содержится в письме Минфина России от 18.10.2013 N 03-04-06/43608. Важно! Необходимо обратить внимание, что уведомление налогового органа о произведенном возврате излишне удержанной суммы налога положениями НК РФ не предусмотрено.

Официальная позиция. В письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-06/24288 указывается, что, если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный пунктом 1 статьи 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Официальная позиция. В письме Минфина России от 07.03.2013 N 03-04-06/7028 рассмотрена следующая ситуация: организация при увольнении работников излишне удержала НДФЛ.

Некоторые работники умерли. Возврат НДФЛ не был произведен. Вправе ли организация осуществить возврат излишне удержанного НДФЛ наследникам умерших бывших работников? Минфин России применительно к такой ситуации указал, что возврат указанных сумм в ином порядке и иным, чем налогоплательщик, лицам, в том числе наследникам налогоплательщика, положениями статьи 231 и части первой НК РФ не предусмотрен.

Минфин России применительно к такой ситуации указал, что возврат указанных сумм в ином порядке и иным, чем налогоплательщик, лицам, в том числе наследникам налогоплательщика, положениями статьи 231 и части первой НК РФ не предусмотрен. Законом N 229-ФЗ статья 231 НК РФ дополнена пунктом 1.1, в котором предусмотрен порядок возврата налога на доходы физических лиц в случае перерасчета, если физическое лицо приобрело статус налогового резидента Российской Федерации. В письме от 28.10.2010 N 03-04-06/6-258 контролирующий орган разъяснил, что начиная с 1 января 2011 г.

возврат суммы налога налогоплательщику в связи с изменением его налогового статуса производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче им налоговой декларации по окончании налогового периода и документов, подтверждающих статус налогового резидента в данном налоговом периоде. Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-06/6-48. В письме Минфина России от 16.01.2013 N 03-04-06/4-11 разъясняется, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 231 НК РФ в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации перерасчет и возврат суммы налога производятся по итогам налогового периода налоговым органом при подаче налогоплательщиком налоговой декларации и проведении камеральной налоговой проверки в установленном порядке.

Анализируя пункт 2 статьи 231 НК РФ, Минфин России разъяснил, что на основании пункта 2 статьи 231 НК РФ направление налоговым агентом уведомления о невозможности удержать налог на доходы физических лиц не прекращает его обязательств по удержанию сумм налога. Судебная практика. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57

«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

, указывается, что, если из норм части второй НК РФ не вытекают на этот счет специальные правила (например, из пункта 2 статьи 231 НК РФ), принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет. В случае если банк осуществляет выплату налогоплательщику каких-либо иных доходов, например процентов по вкладу, налог на доходы физических лиц с дохода в виде приза, превышающего 4000 рублей, должен быть удержан банком при выплате этих доходов и за счет них.

Учитывая, что налог на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом с сумм доходов налогоплательщика при их фактической выплате, банк обязан удержать налог с сумм процентов по вкладу до их зачисления на текущий счет клиента (см. письмо от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37).

В письме от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74 контролирующий орган пояснил, что сообщение в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика не освобождает общество от обязанностей налогового агента.

Такая обязанность сохраняется вплоть до окончания соответствующего налогового периода, в котором обществом выплачивался доход физическому лицу.

Судебная практика. В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2013 N 15АП-14415/2013 обращается внимание, что налоговый орган не вправе самостоятельно удержать у налогоплательщика суммы налога, необходимые к уплате в бюджет. Функции по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате сумм налога возложены на налоговых агентов, поэтому налоговый орган вправе предложить организациям совершить указанные действия.

Разъясняем особенности применения статьи 123 Налогового Кодекса Российской Федерации

Дата публикации: 15.10.2013 14:26 (архив) Межрайонная ИФНС России № 7 по Саратовской области напоминает налогоплательщикам — налоговым агентам об обязанностях налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц с выплаченных налогоплательщикам сумм дохода и действующем порядке привлечения к налоговой ответственности за неисполнение данной обязанности.Несмотря на то, что текущая редакция статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона 27.07.2010 № 229-ФЗ) действует с 02.09.2010, т.е. более трех лет, тем не менее, налоговые агенты испытывают трудности в понимании действительного содержания данных правовых норм.Итак, в соответствии с п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.Пунктом 6 ст.

226 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме.Согласно п. 2 ст. 223 Кодекса при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).Таким образом, при выплате дохода в денежной форме налоговый агент обязан перечислить налог не позднее дня получения денежных средств на выплату этого дохода в банке, а при расчете наличными денежными средствами из кассы не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.Если организация, систематически задерживая выплату заработной платы, выдает ее авансовыми платежами в течение месяца (или последующие налоговые периоды), то за основу расчета с бюджетом организации необходимо руководствоваться п.

2 ст. 223 Кодекса, где днем начисления дохода (и его выплаты) является последний день месяца.Ответственность за ненадлежащее исполнение и (или) неисполнение обязанностей налоговых агентов предусмотрена ст.

123 Кодекса.Согласно статье 123 Кодекса в редакции Федерального закона 27.07.2010 № 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010, неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.Под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока.Следует отметить, что по смыслу вышеприведенной формулировки статьи 123 Кодекса предполагается, что правонарушением признается не только собственно факт не поступления в бюджет налога, но и факт его не удержания, даже если сумму налога агент в бюджет уплатил. Об этом свидетельствует союз «или» использованный законодателем в текущей редакции данной статьи Кодекса.Согласно редакции Кодекса, действовавшей до 02.09.2010, статья 123 Кодекса устанавливала ответственность налоговых агентов за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.Таким образом, законодателем фактически усилена мера ответственности налоговых агентов за невыполнение своих обязанностей, поскольку данные деяния препятствуют своевременному пополнению региональных и местных бюджетов и, соответственно, ставят под срыв их социально значимые программы.Ответственность налогового агента по статье 123 Кодекса наступала за невыполнение обязанности по перечислению налогов, под неисполнением обязанности понимается невыполнение возложенной обязанности в полном объеме и связанное с этим наступление негативных последствий – не поступление суммы налога в бюджет.Таким образом, существенное различие между новой и старой редакцией ст.

123 Кодекса заключается в том, что до сентября 2010 года налоговый агент мог избежать налоговой ответственности по ст.

123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% удержанного, но не перечисленного налога, если его заплатил до вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки. Буквальное же толкование статьи 123 НК РФ в новой редакции приводит к выводу о возможности привлечения к ответственности налогового агента даже в случае уплаты налога на дату вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки, например за однодневную задержку налоговым агентом сумм удержанного налога.В силу п. 2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.В связи с чем, положения статьи 123 Кодекса в новой редакции подлежат применению только к правоотношениям, возникшим после 02.09.2010 года, т.е.

штраф должен быть рассчитан исходя из полной не удержанной и (или) не перечисленной в установленный срок суммы налога, в не зависимости от того, что в дальнейшем налог был удержан и перечислен.К правоотношениям по перечислению налоговыми агентами налога, возникшим до 02.09.2010 года, применяются положения статьи 123 Кодекса в старой редакции, с учетом сложившейся устойчивой судебной практики применения этой нормы, согласно которой налоговая ответственность применялась только в случае, когда удержанная у налогоплательщика и подлежащая перечислению в бюджет налоговым агентом сумма налога не была перечислена им до вынесения решения налоговым органом.Если период налоговой проверки затрагивает действия 2-х редакций статьи 123 Кодекса (новой и старой), в случае установления Инспекцией в ходе проверки неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на налогового агента обязанностей привлечение его к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, осуществляется из расчета базы для исчисления штрафа — общая сумма НДФЛ, включающая в себя неполное и несвоевременное перечисление налога в бюджет (т.е.

по старой до 02.09.2010 и новой после 02.09.2010 редакциям Кодекса).Пример:До 02.09.2010 в ходе проверки установлено, сумма не перечисленного налога (фактической задолженности по налогу) — «А»; после 02.09.2010 установлено — несвоевременное по сроку перечисление сумм налога — «В».Сумма штрафа будет рассчитана — «А х 20%» + «В х 20%» = «С».

Сумма равная «С» и подлежит отражению в решении налоговой проверки, как штраф, исчисленный по ст.

123 Кодекса. Поделиться:

Налоговый Кодекс РФ 2021

Налоги являются основным источником формирования доходной части государственного и муниципального бюджетов.

Этот факт возводит налоговое законодательство в ранг наиболее важных и востребованных нормативов.

Специфика этого законодательства проявляется в том, что оно регулирует взаимоотношения физических и юридических лиц с государством. Посредниками между экономическими агентами и государственным бюджетом являются специальные службы, призванные контролировать процесс налоговых поступлений.

Действующий НК РФ и его становление Федеральный кодифицированный закон №146 (Налоговый кодекс РФ) был принят в 1998, а начал действовать в 1999 году. Однако вступал он в законную силу постепенно, на протяжении почти десяти лет. Последовательность вступления была следующей.

  • Главы 25, 26, 27 начали действовать с 2002 года. Так были определены налоги на прибыль организаций, с продаж и добычу полезных ископаемых. Кроме того, был введен единый сельхозналог.
  • Доходы с игорного бизнеса стали отдельным предметом налогообложения с 01.01.2004 года. Тогда же были введены платежи за пользование биоресурсами на суше и в воде.
  • Часть первая целиком начала действовать с 1 января 1999 года. Страна получила нормативный документ, в котором были определены виды налогов, принципы отмены ранее существовавших платежей, контроль и ответственность налогоплательщиков.
  • С 2005 года начали действовать нормативы, регламентирующие взимание земельного и водного налогов, а так же уплату госпошлины.
  • Транспортный и единый налог на вменённый доход были введены с начала 2003 года. Тогда же появилась и система упрощённого налогообложения. В середине 2003 года были введены платежи при разделе продукции.
  • Четыре главы части №2 начали действовать ровно через два года после принятия НК РФ, то есть 1 января 2001 года. С этого момента получили юридическое определение три вида налоговых платежей – единый социальный, на добавленную стоимость, для физлиц. В это же время появилось и описание акцизов, как вида обязательного платежа в бюджет государства.
  • Последним нововведением Налогового кодекса стали нормы налогообложения имущества, находящегося в собственности физлиц. Это произошло 1 января 2015 года.

Налоговый кодекс России можно считать одним из наиболее динамично развивающихся законов.

И это понятно, ведь любые платежи, пополняющие государственный бюджет, должны вводиться последовательно для того, чтобы экономическая система страны могла адаптироваться к новым расходам.

Кроме того, сама система пополнения бюджета государства должна обладать мобильностью, своевременно реагируя на социальные, политические и экономические изменения. Структура и востребованность Справка ФЗ №146 имеет чёткое деление на две части. Оно носит формальный и функциональный смысл.

В этом законе, как и в других, имеющих подобные деления, первая часть выполняет функцию общего базиса, на котором строится разнообразие нормативов специфического характера.

Первая часть НК РФ содержит основные понятия налоговой системы и всех процессов, с ней связанных. Часть вторая определяет порядок взимания налогов:

  1. на объекты ресурсного характера (вода из природных источников, биоресурсы, полезные ископаемые);
  2. на землю;
  3. на доходы физлиц;
  4. на прибыль организаций;
  5. с сельхозпроизводителей.
  6. федерального уровня;

Кроме регламентации разных видов платежей в госбюджет вторая часть кодекса включает в себя перечень и специфику уплаты акцизов, а так же нормативы, регламентирующие особые налоговые режимы (упрощённый, для сехозпроизводителей, при разделе продукции и т.п.).

Главными потребителями информации, сосредоточенной в НК РФ, являются:

  1. руководители организаций;
  2. госструктуры, осуществляющие контроль деятельности экономических агентов России;
  3. индивидуальные и частные предприниматели.

Несмотря на то, что налоговое законодательство определяет состояние экономики, государства и всего общества, оно не касается большей части населения. Люди, работающие по найму, не несут никакой ответственности за уплату налогов, поскольку это за них обязаны делать работодатели. По этой причине НК РФ относят к категории нормативов, предназначенных для узкого круга специалистов.

НК РФ Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Важное Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 1. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. 2. Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  1. в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации;
  2. налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
  3. налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

(редакция от 01.01.2021) Применение налогового кодекса: статья 123

  1. .

    качестве налогового агента по ст.

    123 НК РФ, недоимки и пеней в .

  2. . (или) перечислению, – п.

    1 ст. 123 НК РФ. При этом согласно п .

  3. . пени + штраф. Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов .

    налоговики пытались применить ст.

    123 НК РФ и в случае своевременной . в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла . за несвоевременный НДФЛ по ст.

    123 НК РФ начислен правомерно (Определение . ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является .

    ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда . предусматривается различное применение ст.

    123 НК РФ в зависимости от конкретного .

  4. . ответственности, в частности, предусмотренной ст.

    123 НК РФ. Нюансы обложения НДФЛ сумм .

  5. . виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы .

    к налоговой ответственности по ст.

    123 НК РФ. При этом с 01 . к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной .

  6. . применительно к штрафу по статье 123 НК РФ, суды указали на отсутствие .

  7. . освободят от ответственности по ст.123 НК РФ За просрочку уплаты удержанного . 28 января 2021 г. Ст.123 НК РФ в редакции Федерального закона .
  8. . , а также штраф по ст.

    123 НК РФ за неправомерное неперечисление в . к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, и оставить в данной .

  9. . 4 статьи 81 и статьи 123 НК РФ позволяют освобождать налогового агента .
  10. . , ссылаясь на п. 2 ст.