Трудовой кодекс работающего человека

Трудовой кодекс РФ с комментариями и изменениями на 2021-2021 год


Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (кодекс), регулирующий отношения в сфере труда. Трудовой кодекс Российской Федерации вступил в силу 1 февраля 2002 года и отменил ранее действующий КЗОТ РСФСР от 1971 года. Современный ТК РФ обладает преимущественным применением перед любыми иными ФЗ, постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ и иными нормативными и локальными (внутренними) актами организаций, регулирующими права и обязанности обеих сторон трудовых отношений. В данной редакции даются постатейные комментарии относительно трудовых отношений, устанавливаются права и обязательства работодателя и работника, перечисляются основные принципы организации работы.

Во многом он сохранил положения КЗОТ РСФСР 1971 года.

Однако, были введены новые нормы, закрепившие права и обязанности отдельных категорий рабочих (например, спортсменов и тренеров). Также в современном Трудовом кодексе больше внимания уделено проблемам оплаты труда, процессу разрешения споров между сотрудником и работодателем.

Все эти моменты наиболее полно раскрыты в комментариях к Трудовому кодексу.

Стоит отметить, что с одной стороны он наделяет работников большими правами в вопросах трудоустройства и увольнения по инициативе работодателя, что позволяет им быть уверенными в сохранении рабочего места. С другой стороны, сведена к минимуму шанс профсоюзов участвовать в защите интересов работников.

Трудовой кодекс РФ 2021-2021 года включает в себя 424 статьи с научными комментариями, сгруппированных по разделам. Каждый раздел, кроме Заключительных положений, состоит из глав. Можно выделить традиционное для российского законодательства разделение текста документа на общую и особенную часть.

Изменения в Трудовой кодекс вносятся как ФЗ, так и согласно постановлениям Конституционного суда, в случае выявления последним несоответствия отдельных статей ТК положениям, зафиксированным в Конституции РФ. В целом, данный кодекс, вступивший в силу 1 февраля 2002 года, полностью соответствует международным нормам в сфере регулирования и организации работы. В данной редакции трудового кодекса к каждой статье идут развёрнутые научные комментарии.

ТК РФ Статья 209. Основные понятия

  1. Статья 209. Основные понятия

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 209 ТК РФ- Специальная оценка условий труда. Основные понятия и общие положения- Обязанности работодателя в области охраны труда Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.(часть восьмая в ред.

Федерального от 28.12.2013 N 421-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные по охране труда.(часть десятая введена Федеральным от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального от 24.07.2009 N 206-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.(часть одиннадцатая введена Федеральным от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Часть двенадцатая утратила силу с 1 января 2014 года. — Федеральный от 28.12.2013 N 421-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции)Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.(часть тринадцатая введена Федеральным от 24.07.2009 N 206-ФЗ)Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.(часть четырнадцатая введена Федеральным от 18.07.2011 N 238-ФЗ)Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.(часть пятнадцатая в ред.

Федерального от 28.12.2013 N 421-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.

209 ТК РФ. Основные понятия

Трудовой Кодекс РФ 2021

Трудовое законодательство призвано регулировать взаимоотношения работников и работодателей, то есть нанимателей рабочей силы. Это поиск компромисса между интересами наёмных сотрудников и обеспечением эффективности производства.

Трудовое законодательство России и его развитие В России было принято только четыре закона, регулирующих взаимоотношения работников и работодателей. Это:

  1. КЗоТ 1971 года (определяется продолжительность рабочей недели в 41 час, вводится отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет);
  2. ТК 2001 года.
  3. КЗоТ 1922 года (вводятся понятия коллективного договора, артели, выходного пособия);
  4. КЗоТ 1918 года (введено понятие трудовой повинности, определён порядок найма, увольнения и вознаграждения);

Ныне действующий ТК РФ (ФЗ №197) впитал в себя все достижения трудового права, отразившиеся в трёх кодексах о труде. Однако его не зря считают законом, отстаивающим интересы бизнеса.

В нём содержатся нормы, существенно увеличивающие допустимую продолжительность сверхурочного рабочего времени.

Кроме того, роль профсоюзов в регулировании взаимоотношений работников и работодателей существенно уменьшена.

Структура и ключевые моменты Формальная структура Трудового кодекса РФ представлена шестью частями, которые посвящены:

  1. договору, рабочему времени, отдыху, оплате труда;
  2. социальному партнёрству между государством и представителями организаций со стороны работодателей и трудовых коллективов;
  3. спорам и защите прав работников и работодателей;
  4. регулированию труда некоторых категорий работников;
  5. процедуре введения минимальной величины оплаты труда.
  6. основным понятиям и положениям;

Формальная структура преимущественно отражает основные ключевые моменты кодекса.

Однако есть необходимость выделить наиболее важные содержательные блоки.

К ним можно отнести нормативы, регламентирующие:

  1. режим работы;
  2. заработную плату;
  3. договорные отношения;
  4. порядок разрешения споров;
  5. деятельность государственных органов по защите прав сторон трудовых отношений.

Специфика ТК РФ Несмотря на существенные отличия устройства общества семидесятых годов XX века и начала XXI века, ФЗ №197 в целом повторяет многие положения КЗоТа 1971 года.

Сходны и структуры этих законов. Однако разнообразие социальных и экономических условий жизни людей в современной России сказалось и на законодательстве. ТК 2001 года содержит почти в два раза больше статей и глав. В содержательном плане Трудовой кодекс России отличается от своего предшественника советских времён не только изменениями режима труда.
В содержательном плане Трудовой кодекс России отличается от своего предшественника советских времён не только изменениями режима труда. В него включён большой блок, регулирующий труд людей особого положения и специфических профессий.

Особый порядок регулирования трудовой деятельности предусмотрен для:

  1. сотрудников религиозных организаций.
  2. педагогов;
  3. людей, живущих в районах Крайнего Севера;
  4. иностранцев и людей, не имеющих гражданство;
  5. работников, усыновивших детей;
  6. несовершеннолетних работников;
  7. дипломатов;
  8. тех, кто работает по найму у физлиц или на микропредприятиях;
  9. руководителей организаций;
  10. учёных;
  11. сотрудников, имеющих детей-инвалидов;
  12. лиц, работающих вахтовым методом;
  13. женщин, в том числе беременных, только что родивших, имеющих детей до полутора лет;
  14. людей, работающих по совместительству или занятых на сезонных работах;
  15. спортсменов и тренеров;

Этот перечень нельзя назвать полным, поскольку он охватывает только наиболее крупные категории субъектов права. Особенностью действующего кодекса и является развитие права в направлении максимального охвата всех сфер рынка труда. Принципиальным отличием ТК РФ от предыдущих вариантов трудовых кодексов является появление норм регулирования дистанционного труда.

Несмотря на сходство этой категории работников с надомниками, законодатели вполне справедливо сочли нужным выделить дистанционный труд в отдельную главу (49.1). Её номер свидетельствует о связи нормирования дистанционных работников с надомниками, ведь глава, регламентирующая труд последних имеет 49-й номер.

В связи с легализацией дистанционного труда появилось и понятие электронной подписи. Этому явлению посвящён даже целый федеральный закон, который так и называется – «Об электронной подписи» (ФЗ №63). Таким образом, Трудовой кодекс РФ 2001 года представляет собой результат развития трудового права от 1918 года до наших дней.

В него вошли ставшие уже традиционными нормативы условий труда, договоров, найма и увольнения работников.

Однако ФЗ №197 содержит и принципиально новые объекты трудового права, что является реакцией на меняющиеся условия рынка труда.

ТК РФ Статья 21. Основные права и обязанности работника

  1. Статья 21. Основные права и обязанности работника

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 21 ТК РФ- Работник взыскивает зарплату, в т.ч. не выплаченную за период испытания, работу сверхурочно, в выходной или праздник Работник имеет право на:заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим , иными федеральными законами;предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных о специальной оценке условий труда;(в ред. Федерального от 28.12.2013 N 421-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим , иными федеральными законами;(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим , иными федеральными законами и коллективным договором формах;ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим , иными федеральными законами;возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.Работник обязан:добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)соблюдать трудовую дисциплину;выполнять установленные нормы труда;соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст. 21 ТК РФ. Основные права и обязанности работника

Трудовой кодекс (ТК РФ)

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

N 197-ФЗ (ТК РФ) 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г., 17 июня, 1, 18, 19 июля, 7, 21, 22, 28, 30 ноября, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1, 23 апреля, 28 июля, 12 ноября, 3, 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 5 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 4, 24 ноября, 1, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 29, 30 декабря 2015 г., 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 1, 29 июля, 27 ноября, 20, 29, 31 декабря 2017 г., 5 февраля, 19 июля, 3 августа, 3, 11 октября, 27 декабря 2018 г., 1 апреля, 26 июля, 2 августа, 12 ноября, 2, 16 декабря 2021 г., 24 апреля, 25 мая, 13, 31 июля, 9 ноября, 8 декабря 2021 г., 9 марта, 5, 20 апреля 2021 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года См. комментарии к настоящему Кодексу О применении судами настоящего Кодекса см. Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.

N 2 Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ пришел на смену Кодексу законов о труде РСФСР 1971 г. В новом кодексе преобладает договорный метод регулирования трудовых и социально-трудовых отношений.

Он призван обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудового договора. Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров.

Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.). Определяется понятие принудительного труда.

К нему относится в том числе нарушение сроков выплаты зарплаты или ее выплата в неполном размере.

Установлены случаи, при которых можно заключать срочный трудовой договор. Например, с лицами, обучающимися на дневных формах, пенсионерами по возрасту, руководителями и их заместителями, главбухами. Закреплена обязанность работодателя бесплатно выдавать копии документов, связанных с работой, в течение 3 дней с момента обращения за ними сотрудника.

Работодатель также обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым из них.

Изменяется порядок предоставления отпусков. Право использовать первый отпуск возникает по истечении 6, а не 11 месяцев непрерывной работы у данного работодателя.

Однако по соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до истечения полугода. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни сюда не включаются.

Отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из них не должна быть менее 14 календарных дней. Устанавливаются особенности труда у работодателей — физлиц, не являющихся ИП.

Трудовой договор в этом случае должен быть зарегистрирован в органе местного самоуправления.

Работодатель не имеет права вносить записи в трудовые книжки, а также оформлять их работникам, принимаемым на работу впервые.

Кроме того, он обязан производить страховые взносы и другие обязательные платежи.

Кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 г. Текст или статус документа будет изменен.

— от 20 апреля 2021 г. N 99-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

N 197-ФЗ Настоящий Кодекс с 1 февраля 2002 г. Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. N 256, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3, в «Парламентской газете» от 5 января 2002 г. N 2-5 Постановления Конституционного Суда о признании отдельных норм ТК не соответствующими Конституции Конституционного Суда РФ от 14 июля 2021 г.

N 2-5 Постановления Конституционного Суда о признании отдельных норм ТК не соответствующими Конституции Конституционного Суда РФ от 14 июля 2021 г. N 35-П признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые (служебные) права восстановлены полностью или частично Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2018 г.

N 45-П настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней положение — в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации ( настоящего Кодекса), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), — лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П взаимосвязанные положения , и настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения: — вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей; — предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу; — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г.

N 28-П положение части четвертой статьи 261 настоящего Кодекса признано не соответствующим Конституции РФ, ее , , 37 () и 38 ( и ), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П настоящего Кодекса признана не соответствующей РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 20 апреля 2021 г. N 99-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 мая 2021 г.

См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 5 апреля 2021 г.

N 74-ФЗ Изменения вступают в силу с 16 апреля 2021 г. от 9 марта 2021 г. N 34-ФЗ Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

от 29 декабря 2021 г. N 477-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. от 8 декабря 2021 г. N 407-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 9 ноября 2021 г. N 362-ФЗ Изменения вступают в силу с 20 ноября 2021 г.

от 31 июля 2021 г. N 261-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 августа 2021 г. от 31 июля 2021 г. N 246-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 августа 2021 г. от 13 июля 2021 г. N 210-ФЗ Изменения вступают в силу с 13 августа 2021 г.

от 25 мая 2021 г. N 157-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г. от 24 апреля 2021 г. N 127-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 мая 2021 г.

от 16 декабря 2021 г. N 439-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 2 декабря 2021 г. N 393-ФЗ Изменения вступают в силу с 13 декабря 2021 г.

от 12 ноября 2021 г. N372-ФЗ Изменения вступают в силу с 23 ноября 2021 г. от 2 августа 2021 г. N 292-ФЗ Изменения вступают в силу с 13 августа 2021 г. от 26 июля 2021 г. N 231-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 августа 2021 г. от 1 апреля 2021 г. N 48-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 апреля 2021 г. от 27 декабря 2018 г. N 542-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 января 2021 г.

от 27 декабря 2018 г. N 542-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 января 2021 г. от 11 октября 2018 г. N 360-ФЗ Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г. от 3 октября 2018 г. N 353-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 3 августа 2018 г. N 315-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

от 3 августа 2018 г. N 304-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г. от 19 июля 2018 г. N 207-ФЗ Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

от 5 февраля 2018 г. N 8-ФЗ Изменения вступают в силу с 16 февраля 2018 г.

от 31 декабря 2017 г. N 502-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г. от 29 декабря 2017 г. N 461-ФЗ Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г. от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

от 27 ноября 2017 г. N 359-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 декабря 2017 г.

от 29 июля 2017 г. N 256-ФЗ Изменения с 1 октября 2017 г. от 29 июля 2017 г. N 255-ФЗ Изменения с 1 сентября 2017 г. от 1 июля 2017 г. N 139-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 1 июля 2017 г.

N 132-ФЗ Изменения с 1 января 2018 г.

от 18 июня 2017 г. N 125-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ Изменения по истечении сорока пяти дней после дня названного Федерального закона от 28 декабря 2016 г.

N 505-ФЗ Изменения по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 348-ФЗ Изменения по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 305-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 272-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 239-ФЗ Изменения с 1 января 2017 г. от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 1 мая 2016 г.

N 132-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2015 г.

N 434-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 242-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 233-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 230-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона, за исключением положений, с 1 января 2017 г. от 29 июня 2015 г. N 201-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 200-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 8 июня 2015 г.

N 152-ФЗ Изменения с 1 июля 2015 г.

от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г.

от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г.

N 519-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней со дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г.

N 489-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г.

от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г.

от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 24 ноября 2014 г.

N 358-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г.

N 216-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 28 июня 2014 г. N 199-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 4 июня 2014 г.

N 145-ФЗ Изменения с 1 января 2017 г. от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г. от 2 апреля 2014 г. N 56-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 50-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

N 50-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ Изменения с 1 января 2014 г.

от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ Изменения с 1 сентября 2013 г.

от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 2 июля 2013 г.

N 157-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 7 июня 2013 г.

N 125-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 7 мая 2013 г.

N 99-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 95-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 60-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ Изменения с 1 января 2013 г.

от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 234-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ Изменения с 1 января 2013 г.

от 12 ноября 2012 г. N 188-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 136-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 23 апреля 2012 г.

N 35-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 1 апреля 2012 г. N 27-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 февраля 2012 г.

N 16-ФЗ Изменения с 1 июля 2012 г.

от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ Изменения с 1 января 2013 г.

от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ Изменения по истечении ста двадцати дней после дня названного Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ Изменения с 1 апреля 2012 г. от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

N 329-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 19 июля 2011 г.

N 248-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ Изменения с 1 августа 2011 г.

от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ Изменения с 1 июля 2011 г. от 17 июня 2011 г. N 146-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 декабря 2010 г.

N 437-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 27 июля 2010 г.

N 227-ФЗ Изменения с 1 января 2011 г. от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 10 ноября 2009 г.

N 260-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3 Изменения с 1 января 2010 г.

от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ Изменения с 1 января 2010 г. от 17 июля 2009 г. N 167-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 7 мая 2009 г.

N 80-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2008 г.

N 309-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

N 280-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ Изменения с 1 января 2009 г.

от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ Изменения с 30 марта 2008 г.

от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 1 октября 2007 г. N 224-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2007 г.

N 194-ФЗ Изменения с 1 сентября 2007 г. от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ Изменения с 1 сентября 2007 г. от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ Изменения с 15 января 2007 г.

от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ Изменения с 1 января 2007 г.

от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ Изменения по истечении 90 дней после дня названного Федерального закона от 9 мая 2005 г.

N 45-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ Изменения с 1 января 2005 г.

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ Изменения с 1 января 2005 г.

от 27 апреля 2004 г. N 32-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ Изменения с 1 июля 2003 г. от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 24 июля 2002 г.

N 97-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона

ТК РФ Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)

  1. Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Путеводитель по кадровым вопросам.

Вопросы применения ст. 94 ТК РФ- Установление продолжительности ежедневной работы (смены)- Предельная норма ежедневной работы для отдельных категорий работников- Продолжительность рабочего времени инвалидов Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет — 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;(в ред. Федерального от 01.07.2017 N 139-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа;(в ред. Федерального от 01.07.2017 N 139-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с — настоящего Кодекса:при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов;при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов.(часть третья в ред.

Федерального от 28.12.2013 N 421-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.(часть четвертая введена Федеральным от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред.

Федерального от 28.02.2008 N 13-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст. 94 ТК РФ. Продолжительность ежедневной работы (смены)

Трудовой кодекс РФ

1443

  1. О теме
  2. Статьи темы

Комментарии и толкования к нормативным актам, включая — это важная часть правоприменительной техники (юридическая герменевтика), призванная выявить имеющиеся в нормативном акте лакуны и дефекты и адаптировать их с целью наиболее правильного и единообразного применения.

В рамках данной рубрики приведены постатейные комментарии к ТК РФ с использованием нормативного и казуального толкований Трудового кодекса из официальных источников.

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении. Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению. В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению.

По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания. Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон.

В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  1. Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  2. Государственная Дума РФ;
  3. Президент РФ;
  4. Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.
  5. законодательные органы на региональном уровне;

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению.

Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование.

К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы.

Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут. Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер. По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников.

Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии.

С точки зрения юриста, любой отраслевой кодекс, включая Трудовой, — это своего рода литературное произведение. Как и в каждом литературном произведении, в кодексе имеется своя сюжетная линия. Для кодекса принципиально важна линейность сюжета, то есть последовательно регламентируемые правоотношения от их возникновения до их окончания.

Например, ГПК РФ отличается хорошо проработанным линейным сюжетом — задачи ГПК, подача иска, принятие иска, рассмотрение в первой инстанции, в апелляционной инстанции, кассация, надзорная инстанция, исполнение решения. Сюжетная линия ТК РФ весьма нарушена.

Например, вопросы прекращения трудового договора интегрированы в раздел «Трудовой договор», и, соответственно, вопросы, связанные с рабочим режимом и дисциплиной труда, расположены после статей, регламентирующих вопросы расторжения трудового договора. С точки зрения казуистики подобный логический «зигзаг» можно рассматривать, как продолжение трудовых отношений после их прекращения. Назначение юридической герменевтики — это выявление лакун, дефектов и коллизий нормативных актов.

В этом смысле — находка для толкователя.

Далее, в постатейных комментариях мы детально остановимся на проблемах, связанных с применением положений Трудового кодекса. В рамках вступления, в качестве примера, приведем лакуны ТК РФ в части не разъясненной терминологии, а именно в ст.ст.

261, 263 ТК РФ, касающихся гарантий, предоставляемых матерям-одиночкам при расторжении ТД.

Дело в том, что ни в одной статье ТК РФ не содержится разъяснения о том, кого в свете трудовых отношений следует считать одинокой матерью. Так, в Положении

«О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

под одинокой матерью подразумевается женщина, в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце. Точно такое же определение одинокой матери содержится в Законе Томской области

«О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей»

и в ряде других нормативных актов.

То есть складывается ситуация, при которой правоприменитель должен обратиться с целью толкования термина «одинокая мать» к иным источникам права в порядке субсидиарного применения.

А это означает, что в рамках трудовых отношений работница (к примеру, вдова), самостоятельно воспитывающая ребенка, в свидетельстве о рождении которого имеется запись об отце, не может рассматриваться как одинокая мать, а значит, гарантии для одиноких матерей на нее не распространяются. Конечно, было бы намного эффективнее, если бы в ТК РФ было включено разъяснение термина. На настоящий момент данный дефект ТК устраняется с помощью толкований.

Примером казуального толкования ст. 261 ТК РФ может служить кассационное определение Амурского областного суда, указывающее, что под одинокой матерью в рамках ТК РФ должна пониматься любая женщина, воспитывающая родного или усыновленного ребенка самостоятельно вне зависимости от того, рожден ли (усыновлен) был ребенок в браке или вне брака.

В качестве наглядного примера «юридического дефекта» может быть приведена также ст. 265 ТК РФ, регламентирующая запрет на использование труда несовершеннолетних на работах, способных причинить вред их здоровью или нравственному воспитанию.

В тексте статьи приводится исчерпывающий перечень запрещенных для несовершеннолетних работ. При этом перечень тяжелых, вредных и опасных для несовершеннолетних условий труда нотифицирован в Постановлении №163 Правительства РФ от 25.02.2000 года, и в этот перечень входит больший объем, нежели тот, что содержится в закрытом (не подлежащем расширенному толкованию) перечне ст.

265 ТК РФ. А это значит, что подзаконный нормативный акт (Постановление Правительства), по сути, расширяет исчерпывающий список, приведенный в кодексе. А в соответствии с Конституцией РФ такого просто не должно быть.

Не менее серьезные лакуны содержатся:

  1. в статьях 56 и производных от нее ст.ст.15-19 ТК РФ;
  2. в ст.ст. 3, 64, 81, 239, 386, 387, 389, 390 ТК РФ ввиду растяжимости приведенных в указанных статьях оценочных понятий, таких как «нормальный», «оправданный» или «уважительный» и т.д.
  3. в статьях 5, 8, 20, 40, 45, 63, 68 ввиду отсутствия в них привязки к ст. 56 ТК РФ;

О том, как поступить в случае обнаружения «дефекта» нормы права, мы расскажем в наших постатейных комментариях к Трудовому кодексу РФ.