Учет начисление амортизации при концессии 2021 год

Учет начисление амортизации при концессии 2021 год

Применение МСФО (IFRS) 16 «Аренда» при исполнении концессионных соглашений в Российской Федерации


Важное 31 октября 2021 г. 11:55 Автор: Гайдаров Константин Алексеевич, к.т.н., доцент, генеральный директор ООО «ТИЛЬДА – Аудит» Источник: Журнал «» № 3/2019 В настоящей статье рассматривается порядок учета активов и обязательств, возникающих при выполнении концессионных соглашений, заключенных в Российской Федерации, в соответствии с МСФО. Концессионные соглашения в настоящее время стали широко распространенной и общепринятой формой взаимоотношений организаций государственного и муниципального сектора с частными компаниями в целях развития, реконструкции, оперативного управления и обслуживания объектов инфраструктуры: дорожных сооружений, больниц, систем энерго- и водоснабжения, телекоммуникационных сетей и т. п., то есть, как указано в п.

2 Разъяснений КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг» (далее — Разъяснения КРМФО 12), это соглашения типа «строительство — оперативное управление — передача», «реконструкция — оперативное управление — передача» или «государственно-частное взаимодействие».

В Российской Федерации правила заключения и исполнения концессионных соглашений регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 3 августа 2018 года). Так, в статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ установлено следующее:

  • Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества, и в их отношении концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации.
  • К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
  • Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, а также расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если иное не установлено этим соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.
  • По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
  • Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Справочно В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ концедент — Российская Федерация, от лица которой действует Правительство России или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, а концессионер — индивидуальный предприниматель или (российское или иностранное). В определенных случаях (см. п. 1.1 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ) объект концессионного соглашения может принадлежать государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения и государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления.
  • Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если соглашением не установлено иное.

Одновременно Федеральный закон № 115-ФЗ устанавливает целый ряд норм, ограничивающих права концессионера, в частности:

  1. недопущение изменения концессионером целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения, а также передачи его в залог или отчуждение;
  2. условие о принадлежности концеденту исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, если иное не установлено концессионным соглашением.

Также ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливает закрытый перечень активов, которые могут являться объектами концессионных соглашений. В этот перечень, в частности, входят:

  1. объекты трубопроводного транспорта;
  2. объекты железнодорожного транспорта;
  3. автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
  4. системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан;
  5. объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.
  6. объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

Важной отличительной чертой концессионных соглашений, заключаемых по законодательству Российской Федерации, является возможность, а в определенных случаях — и необходимость внесения концессионером определенных платежей в пользу концедента (концессионная плата) (ст.

7 Федерального закона № 115-ФЗ), а не осуществление концедентом выплат и иных возмещений концессионеру за выполнение им обязанностей по концессионному соглашению.

Кроме того, хотя Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривает права и возможности концедента по контролю за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, однако концедент при этом не имеет права вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера, за исключением случаев, когда, в соответствии с условиями концессионного соглашения, концедент имеет полномочия по регулированию тарифов, применяемых концессионером при эксплуатации объектов концессионного соглашения. Пример 1 Администрация города С.

(концедент), являясь собственником зданий, сооружений и иных объектов городских сетей водоснабжения и водоотведения (объект соглашения), заключила по итогам проведенного конкурса с ООО «Водный мир» (концессионер), вступившее в силу с 1 июля 2017 года.

В соответствии с его условиями:

  • В течение срока действия концессионного соглашения концессионер обязан начислять и уплачивать в бюджет налог на имущество, переданное ему по этому соглашению.
  • Для исполнения своих обязательств по концессионному соглашению концессионер самостоятельно привлекает инвестиции, заключает договоры с подрядчиками и соисполнителями в целях обеспечения оказания потребителям услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, выполнению проектных и строительно-монтажных работ по модернизации и совершенствованию объекта соглашения.
  • Концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных концессионным соглашением:
    • a) обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения (далее — объекты имущества в составе объекта соглашения), состав и описание которого приведены в соглашении, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту;
    • b) осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей (юридических и физических лиц) города С., включая водоподготовку, очистку сточных вод, с использованием объекта соглашения и иного имущества. Тарифы на оказание услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации устанавливаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в состав которого входит город С.
  • b) осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей (юридических и физических лиц) города С., включая водоподготовку, очистку сточных вод, с использованием объекта соглашения и иного имущества.
    Тарифы на оказание услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации устанавливаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в состав которого входит город С.

  • a) обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения (далее — объекты имущества в составе объекта соглашения), состав и описание которого приведены в соглашении, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту;
  • В течение срока действия концессионного соглашения концессионер обязан учитывать объект соглашения на балансе отдельно от прочего имущества и осуществлять начисление амортизации, а по окончании действия концессионного соглашения вернуть объект соглашения вместе со всеми усовершенствованиями и модернизациями концеденту.

  • Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным технологически связанным с ним имуществом для осуществления указанной деятельности сроком на 20 лет.

    Эти права владения и пользования объектом соглашения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с даты передачи объекта соглашения концессионеру все риски и выгоды владения и использования недвижимого и иного имущества, составляющего объект соглашения в соответствии с пп.

1–5, перешли к концессионеру, хотя право хозяйственного ведения указанным имуществом концедент оставил за МУП «Горводоканал» города С. Фактически концессионер, не приобретая право собственности на объект соглашения и иное имущество, создаваемое в соответствии с концессионным соглашением за счет и силами концессионера, на срок действия концессионного соглашения приобретает риски и выгоды использования этих активов в обмен на обязательства проводить реконструкцию, модернизацию и т.
Фактически концессионер, не приобретая право собственности на объект соглашения и иное имущество, создаваемое в соответствии с концессионным соглашением за счет и силами концессионера, на срок действия концессионного соглашения приобретает риски и выгоды использования этих активов в обмен на обязательства проводить реконструкцию, модернизацию и т.

п. объекта соглашения, то есть связанный с управлением объектом соглашения контроль (хотя и не имеет прав самостоятельно принимать решения, связанные с отчуждением и иным выбытием объекта соглашения). Пример 2 Городская администрация города N (концедент) является собственником санаторного комплекса «Альфа» и по итогам конкурса заключила 1 апреля 2017 года с ООО «Курортник» (концессионер) концессионное соглашение сроком на 15 лет. В соответствии с его условиями:

  • По окончании срока действия концессионного соглашения концессионер обязуется вернуть концеденту все имущество санаторного комплекса вместе с осуществленной реконструкцией и модернизацией.
  • На срок действия концессионного соглашения концессионер приобретает право реализации санаторных услуг санаторного комплекса потребителям по тарифам, согласованным и контролируемым концедентом таким образом, чтобы они соответствовали уровню тарифов на аналогичные услуги в регионе нахождения санаторного комплекса.
  • Концессионер обязуется за свой счет и на свой риск осуществить модернизацию и реконструкцию санаторного комплекса с приведением его в соответствие требованиям классификации 3*+.
  • Концессионер учитывает недвижимое и иное технологически связанное с ним имущество санаторного комплекса на своем балансе обособленно и начисляет амортизацию этого имущества.
  • Концессионер обязуется ежеквартально перечислять концеденту концессионную плату в сумме, составляющей 15 % дохода от реализации услуг санаторного комплекса и увеличенной на сумму платежа по налогу на имущество, исчисленного с остаточной стоимости объекта концессионного соглашения.

Приведенные нормы Федерального закона № 115-ФЗ по многим позициям прямо противоречат положениям, заложенным в предпосылки к Разъяснениям КРМФО 12.

Справочно В соответствии с пп. 3–5 Разъяснений КРМФО 12 концессионные соглашения о предоставлении услуг при государственно-частном взаимодействии предусматривают, что оператор (концессионер) на договорных началах принимает на себя обязанность оказывать услуги населению от имени организации государственного сектора. Кроме того:

  • оператор (концессионер) действует в качестве поставщика услуг, осуществляя оперативное управление объектами, переданными по договору. Договор устанавливает исходные цены, которые будут взиматься оператором, и регулирует вопросы пересмотра цен на протяжении срока действия соглашения о предоставлении услуг;
  • в конце срока действия соглашения оператор обязан передать концеденту объект инфраструктуры в определенном состоянии за небольшое дополнительное возмещение или без такового, независимо от того, какая из сторон изначально финансировала этот объект.
  • сторона, предоставляющая права в форме соглашения о предоставлении услуг (концедент), является организацией государственного сектора, включая государственные органы, или организацией частного сектора, которой была передана ответственность за предоставление услуг;
  • оператор (концессионер) несет ответственность за осуществление, по крайней мере, некоторых функций по оперативному управлению объектами инфраструктуры и предоставлению соответствующих услуг, а не действует лишь от имени концедента в качестве агента;
  • объекты инфраструктуры, находящиеся в сфере применения Разъяснений КРМФО 12, не должны быть признаны оператором в качестве основных средств, поскольку соглашение о предоставлении услуг не передает оператору право контролировать использование объектов инфраструктуры общественного назначения. У оператора есть доступ к объектам инфраструктуры с целью оперативного управления ими для предоставления общественных услуг от имени концедента в соответствии с условиями, определенными в договоре;
  • в тех случаях, когда концессионер предоставляет концеденту услуги по совершенствованию переданных концессионеру объектов инфраструктуры, возмещение за оказанные услуги, полученное или подлежащее получению концессионером, должно учитываться в соответствии с МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»;

Разъяснения КРМФО 12 применяются к концессионным соглашениям о предоставлении услуг в рамках государственно-частного взаимодействия, если:

  • концедент контролирует через право собственности, бенефициарные права или по иным основаниям любую значительную остаточную долю в объекте инфраструктуры в конце срока действия соглашения.

  • концедент контролирует или регулирует, какие услуги должен предоставлять оператор (концессионер) с использованием объекта инфраструктуры, кому он должен их предоставлять и по какой цене;

Из приведенного анализа следует, что положения Разъяснений КРМФО 12 не могут рассматриваться в качестве допустимых при исполнении концессионных соглашений в Российской Федерации, поскольку на практике они полностью или частично противоречат нормам Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с положениями п. 9 МСФО (IFRS) 16 «Аренда» договор в целом или его отдельные компоненты являются договором аренды, если по этому договору одна сторона (арендодатель) передает другой стороне (арендатору) право контролировать использование идентифицированного актива в течение определенного периода в обмен на возмещение.

При этом, хотя в подп. «с» п.

3 МСФО (IFRS) 16 «Аренда» прямо указано, что этот стандарт не применяется к концессионным соглашениям о предоставлении услуг в рамках сферы применения Разъяснений КРМФО 12, в случае заключения концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» положения Разъяснений КРМФО 12 не могут применяться.

Следовательно, положения указанного подпункта стандарта при рассмотрении его применимости для целей учета концессионных соглашений, заключаемых в соответствии с нормами Федерального закона № 115-ФЗ, не должны приниматься во внимание. Помимо сказанного выше, множество вопросов может вызвать и возможность учета объектов концессионных соглашений у концессионера в качестве нематериальных активов: сам по себе такой подход, на первый взгляд, представляется вполне логичным, поскольку при заключении концессионных соглашений речь идет о передаче концедентом концессионеру прав пользования и распоряжения объектами концессионных соглашений, однако при таком подходе неясно, каким образом учитывать операции реконструкции и модернизации объектов концессионных соглашений, осуществляемые концессионером.
Помимо сказанного выше, множество вопросов может вызвать и возможность учета объектов концессионных соглашений у концессионера в качестве нематериальных активов: сам по себе такой подход, на первый взгляд, представляется вполне логичным, поскольку при заключении концессионных соглашений речь идет о передаче концедентом концессионеру прав пользования и распоряжения объектами концессионных соглашений, однако при таком подходе неясно, каким образом учитывать операции реконструкции и модернизации объектов концессионных соглашений, осуществляемые концессионером.

Иначе говоря, объекты концессионных соглашений должны учитываться концессионерами как специальный вид материальных внеоборотных активов, подлежащих возврату концедентам по окончании срока действия концессионных соглашений, и принципы и правила, установленные МСФO (IFRS) 16 «Аренда», вполне подходят для целей учета активов, составляющих предмет концессионных соглашений, если эти принципы и правила надлежащим образом отражены в учетной политике концедента и концессионера. Поскольку права собственности на объекты концессионного соглашения, переданные концессионеру, сохраняются у концедента, хотя сами объекты подлежат передаче концессионеру, концедент продолжает в течение срока действия концессионного соглашения учитывать переданные объекты концессионного соглашения на забалансовом счете и начислять их амортизацию для целей исчисления налога на имущество. Начисление и фактическое поступление концессионной платы концедент учитывает в соответствии с положениями МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» в качестве выручки от передачи имущества во временное пользование за плату в течение срока действия концессионного соглашения.

По факту приема-передачи имущества, составляющего объект концессионного соглашения, концессионер учитывает полученное имущество в качестве специального вида идентифицируемых активов

«Внеоборотные активы, полученные по концессионному соглашению»

в корреспонденции со счетом «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению», проводками: Дт «Внеоборотные активы, полученные по концессионному соглашению» Кт «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению» Стоимость объекта соглашения в соответствии с актами приема-передачи Таким образом, объект концессионного соглашения учитывается у концессионера обособленно в качестве специального вида внеоборотных активов. Срок полезного использования этих внеоборотных активов, составляющих объект концессионного соглашения, целесообразно устанавливать равным наименьшей из двух величин: сроку полезного использования конкретного основного средства, полученного концессионером в составе объекта концессионного соглашения, или сроку действия концессионного соглашения.

В течение срока действия концессионного соглашения по кредиту счета

«Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению»

будет накапливаться и обобщаться информация о текущей стоимости имущества, составляющего объект концессионного соглашения, включая реконструированные и модернизированные объекты имущества, составляющие предмет концессионного соглашения между концедентом и концессионером.

Начисление амортизации имущества, составляющего объект концессионного соглашения, осуществляется концессионером в обычном порядке с отражением сумм начисленной амортизации на специальном счете «Амортизация объекта концессионного соглашения» в корреспонденции с аналитическим счетом «Амортизация внеоборотных активов, полученных по концессии» счета «Затраты по основной деятельности концессионера». При этом суммы начисленной амортизации в конце отчетного периода (или в иные сроки, установленные учетной политикой концессионера) списываются в дебет счета

«Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению»

проводками: Дт «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению» Кт «Затраты по основной деятельности концессионера» Сумма амортизации объекта концессионного соглашения за истекший отчетный период Учет инвестиций и иных капитальных вложений концессионера, связанных с реконструкцией и модернизацией объектов концессионного соглашения, осуществляется на счете «Инвестиции в объекты концессионного соглашения», в дебет которого, с организацией аналитического учета по отдельным объектам реконструкции (модернизации), списываются все связанные с производством соответствующих работ затраты, включая проценты, начисленные по полученным концессионером кредитам и займам специального целевого назначения, в соответствии с правилами МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям». По факту завершения строительства (реконструкции, модернизации) каждого законченного строительством (реконструкцией, модернизацией) объекта имущества, составляющего объект концессионного соглашения, его стоимость, сформированная на счете «Инвестиции в объекты концессионного соглашения», списывается с кредита этого субсчета в дебет счета «Внеоборотные активы, полученные по концессионному соглашению» на дату акта ввода объекта в эксплуатацию.

Кроме того, в дебет счета «Внеоборотные активы, полученные по концессионному соглашению» списываются также все затраты, непосредственно связанные со вводом этого объекта в эксплуатацию. Срок полезного использования такого реконструированного внеоборотного актива, включенного в состав объекта концессионного соглашения, в соответствии с ранее принятой методикой должен быть установлен равным наименьшей из двух величин: срока полезного использования этого внеоборотного актива, если бы данный объект рассматривался как отдельное ОС, не связанное с концессионным соглашением, и периода времени от даты ввода модернизированного объекта концессионного соглашения в эксплуатацию до даты окончания действия концессионного соглашения.

Срок полезного использования такого реконструированного внеоборотного актива, включенного в состав объекта концессионного соглашения, в соответствии с ранее принятой методикой должен быть установлен равным наименьшей из двух величин: срока полезного использования этого внеоборотного актива, если бы данный объект рассматривался как отдельное ОС, не связанное с концессионным соглашением, и периода времени от даты ввода модернизированного объекта концессионного соглашения в эксплуатацию до даты окончания действия концессионного соглашения. На дату окончания срока действия концессионного соглашения и объекта концессионного соглашения, и итоговое сальдо по счету

«Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению»

будут равны нулю, поэтому никаких бухгалтерских проводок при возврате концессионером объекта концессионного соглашения концеденту осуществляться не будет.

Применяемые в Российской Федерации основные характеристики и существенные условия концессионных соглашений, установленные Законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», принципиально отличаются от характеристик и условий концессионных соглашений, относящихся к сфере применения Разъяснений КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг», поэтому правила, установленные Разъяснениями КРМФО 12, могут применяться к концессионным соглашениям, действующим в Российской Федерации, только при наличии специальных условий в этих соглашениях. В целом наиболее обоснованным и целесообразным является применение к учету операций по концессионным соглашениям как у концессионера, так и у концедента принципов и правил, установленных МСФО (IFRS) 16 «Аренда».

Переоценка и амортизация – изменения с 2021 года

С 1 января 2021 года отменена обязательная переоценка основных средств.

О том, как это скажется на налоге на прибыль, по просьбе разъяснил заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ: – С 1 января 2021 года для всех хозяйствующих субъектов отменена обязательная переоценка основных фондов . Законом от 30.12.2021 г. внесены изменения в НК, согласно которым с 1 января:

  1. первоначальная стоимость амортизируемых активов в целях налогообложения может измениться только в случае осуществления капитальных вложений в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
  2. расходы на амортизацию в целях налогообложения определяются от первоначальной стоимости основных средств без учета их переоценок;
  3. для ОС, принятых на баланс после 1 января 2021 года, – первоначальная стоимость, сформированная на дату их отражения на балансе;
  4. при проведении переоценки основных средств после 1 января 2021 года ее результат в целях налогообложения при начислении амортизации не учитывается;
  5. для основных средств, находящихся на балансе на конец 2021 года, первоначальной стоимостью в целях налогового учета по налогу на прибыль является стоимость ОС, отраженная в балансе на 1 января 2021 года. Она может содержать результаты переоценок, которые проводились ранее – до 1 января 2021 года;

Переоценка Отмена обязательной переоценки не означает, что организации не могут или не должны проводить добровольную (инициативную) переоценку ОС в соответствии со своей учетной политикой в целях бухгалтерского учета. Проводить или не проводить переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 2021 года – решает руководство предприятия в соответствии с учетной политикой предприятия для целей бухучета на 2021 год.

Пример Руководство предприятия приняло решение не проводить обязательную переоценку основных средств на 1 января 2021 года, посчитав их стоимость адекватной рыночной – Обязательная переоценка по состоянию на 1 января 2021 года должна была бы проводиться в январе месяце, т.е. – после вступления в силу нормы об ее отмене.

Поэтому предприятие вправе ее не проводить.

Оформите это приказом, вносящим изменение в учетную политику для бухгалтерского учета на 2021 год. Изменение можете датировать январем 2021 года.

Вы вправе это сделать, так как изменилось законодательство, регулирующее данный вопрос . Бухгалтер.уз напоминает: В финансовой отчетности необходимо отражать реальную справедливую стоимость активов, так как она предоставляется инвесторам.

Любая переоценка проводится с целью приведения стоимости ОС в соответствие с современным уровнем рыночных цен .

Если стоимость основных фондов, отраженных в балансе, не соответствует уровню рыночных цен, предприятие может провести инициативную переоценку, предусмотрев периодичность и критерии ее проведения в учетной политике для целей бухгалтерского учета . Вывод: несмотря на то, что обязательная переоценка отменена, предприятия могут переоценивать долгосрочные активы, если этого требуют выбранные модели учета, установленные в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Бухгалтер.уз напоминает: Убытки от обесценения активов в результате переоценки не рассматриваются в качестве вычитаемых расходов в целях налогообложения .

Должны ли микрофирмы и малые предприятия переоценить основные средства по состоянию на 1 января 2021 года Отмена обязательной переоценки касается также микрофирм и малых предприятий независимо от того, в каком году была проведена у них последняя переоценка. Внесите изменение в учетную политику на 2021 год, исключив обязательную переоценку ОС в связи с ее законодательной отменой.

Несмотря на то, что учетная политика на текущий год должна была быть утверждена в конце прошлого года , вы вправе внести в нее изменения в связи с принятыми поправками в законодательство . При этом добровольную (инициативную) переоценку вы можете проводить, если это предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Но она никак не повлияет на налоговый учет.

Что меняется в начислении амортизации Стандарты учета – как национальные, так и международные – предусматривают различные методы начисления амортизации долгосрочных активов в зависимости от способов их использования. Амортизация – это перенос амортизируемой стоимости актива на расходы в течение срока его полезной службы.

С 2021 года в целях обложения налогом на прибыль расходом признается амортизация, начисленная от первоначальной стоимости, отраженной в балансе на 1 января 2021 года. Последующие добровольные переоценки основных средств, проведенные 1 января 2021 года и после этой даты, не изменяют их первоначальную стоимость для целей налогообложения.

С момента приобретения и по 2021 год включительно амортизация начислялась от первоначальной или восстановительной стоимости, если проводилась переоценка. Начиная с 2021 года амортизация продолжает начисляться, но – от первоначальной (восстановительной) стоимости, отраженной в балансе по состоянию на 1 января 2021 года. В этом случае расходы по амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будут совпадать.

Если же предприятие будет проводить добровольную (инициативную) переоценку, ее результаты при начислении амортизации в целях обложения налогом на прибыль не будут учитываться.

Это означает, что расходы по амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будут отличаться.

Рассмотрим, как переоценка влияет на признание расхода по амортизации, на примере равномерного начисления амортизации при нулевой ликвидационной стоимости с использованием норм, соответствующих предельным для целей налогообложения .

Пример Признание расходов по амортизации при проведении переоценки Предприятие имеет на балансе оборудование, восстановительная стоимость которого на конец 2021 года – 100 000 тыс.

сум. Согласно учетной политике предприятие провело добровольную переоценку в январе 2021 года, в результате чего восстановительная стоимость оборудования возросла на 10% и составила 110 000 тыс.

сум. Предприятие применяет равномерный метод начисления амортизации по норме 15%. Ежемесячные расходы по амортизации в 2021 году:

  1. в бухгалтерском учете исходя из стоимости с учетом переоценки 110 000 х 15% : 12 = 1375 тыс. сум.;
  2. в целях налогообложения при расчете налога на прибыль

100 000 х 15% : 12 = 1250 тыс.

сум. Разница 125 тыс. сум. (1375 – 1250) не является вычитаемым расходом при исчислении налога на прибыль. Реализация товаров, произведенных налогоплательщиком Реализуя товары, произведенные вами в 2021 году, рассчитывайте их производственную себестоимость в части расходов по амортизации в целях налогообложения в соответстии с требованиями НК.

Производственная себестоимость для целей бухгалтерского учета будет отличаться от производственной себестоимости для целей налогового учета, если на предприятии проводиласть инициативная переоценка после 1 января 2021 года. Возникающая разница в суммах амортизации в производственной себестоимости – это невычитаемый расход при исчислении налога на прибыль.

Если по товарам, произведенным вами до и после 1 января 2021 года, раздельный учет не велся, исчисляйте расходы по амортизации ОС, включаемые в производственную себестоимость для целей налогового учета, исходя из:

  1. первоначальной (восстановительной) стоимости ОС, отраженной на балансе на 1 января 2021 года;
  2. первоначальной стоимости ОС, введенных в эксплуатацию после 1 января 2021 года.

Результаты инициативных переоценок ОС после 1 января 2021 года в целях налогообложения при начислении амортизации, формирующей производственную себестоимость, не учитываются.

Капитальные вложения Первоначальную стоимость основных средств могут увеличить капитальные вложения.

Это – затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС. Они включаются в первоначальную стоимость ОС, если улучшают нормативные показатели их функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения) .

Внимание Расходы по амортизации ОС, участвующих в достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении или создании других ОС, включаются в состав капвложений в соответствии с нормами бухгалтерского законодательства.

Пример Капитализация затрат по амортизации При строительстве здания для собственных нужд используется строительная техника. Ее стоимость на 1 января 2021 года составляет 700 млн сум.

Согласно учетной политике предприятие провело инициативную переоценку в январе 2021 года.

В результате стоимость строительной техники возросла на 5% и составила 735 млн сум. Предприятие применяет метод равномерного начисления амортизации и норму 15%.

Ежемесячные отчисления по амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета исходя из стоимости с учетом переоценки составят: 735 х 15% : 12 = 9,2 млн сум. Эта сумма полностью включается в капитальные вложения строящегося здания.

Внимание При производстве товаров для реализации в целях обложения налогом на прибыль формирующая их производственную себестоимость амортизация ОС не должна содержать результаты переоценки, проведенной после 1 января 2021 года.

При формировании капитальных вложений, относимых в первоначальную стоимость основного средства, такого ограничения нет.

Капитальные вложения, переводимые в первоначальную стоимость ОС в целях налогообложения могут содержать расходы на амортизацию ОС с учетом результатов переоценки, проводимой после 1 января 2021 года. Если плательщик налога с оборота становится плательщиком налога на прибыль Расходы по амортизации не влияют на налоговую базу по налогу с оборота и отражаются в бухгалтерском учете плательщиков этого налога в соответствии с методами, определенными в учетной политике. С месяца, когда предприятие перешло на уплату налога на прибыль, оно применяет нормы НК, предусмотренные для плательщиков этого налога.

Расходы на амортизацию в целях налогообложения рассчитываются из первоначальной стоимости ОС, определяемой в НК:

  1. для ОС, находящихся на балансе на 1 января 2021 года, – от первоначальной (восстановительной) стоимости, отраженной в балансе на 1 января 2021 года;
  2. для ОС, принятых на баланс после 1 января 2021 года, – от первоначальной стоимости на дату принятия на баланс.

Инициативные переоценки для целей налогового учета не изменяют первоначальную (восстановительную) стоимость ОС.

При этом в бухгалтерском учете расходы по амортизации признаются в соответствии с бухгалтерским законодательством и учетной политикой предприятия.

Внимание Обо всех нюансах и подводных камнях начисления расходов по амортизации долгосрочных активов читайте .