В контракте заключаемом с смп должны быть условия

В контракте заключаемом с смп должны быть условия

Статья 30 44-ФЗ — Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках


список редакций 1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.1.1.

При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;2) услуг по предоставлению кредитов;3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;4) работ в области использования атомной энергии;5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.2.

Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».3.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.4.

В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях.

При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.5.

Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.6.

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 настоящего Федерального закона.

Назад Ctrl + ← Далее Ctrl + →

  1. 7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 — 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  2. 13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
  3. 7) декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
  4. и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
  5. 7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
  6. 5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
  7. 4. Преимущества в соответствии со статьями 28 — 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:

Каковы преимущества субъектов малого предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

1581 Балаклицкая Елена Николаевна Главный бухгалтер со стажем работы более 15 лет Ведущая рубрики «» Содержание страницы Для субъектов малого предпринимательства (СМП) предусмотрены различные льготы и послабления, в том числе в сфере закупок. Если вы сталкивались с аукционами и котировками, то знаете, что существуют торги, предназначенные исключительно для участия СМП и СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций).

Кто именно относится к малым организациям и ИП (включая микро), указано в .

Ключевые критерии: размер выручки, среднесписочная численность работников, ограничение участия, долей, акций, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам, иностранным лицам, существуют и иные. Особо выделяются организации инвалидов. Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние.

Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние.

Они не входят в состав СМП и не имеют их преимуществ при участии в торгах, если иное не предусмотрено законодательством. Существуют общие требования к любым участникам. Когда компания или ИП не соответствует им, то независимо от льготного статуса не сможет принять участие в закупке.

Это касается , в отличие от него 223-й ФЗ () содержит только обязанность указать требования в документации. По 44-ФЗ в числе :

  1. участник не является оффшорной компанией;
  2. руководитель, главный бухгалтер не имеют судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную деятельность;
  3. участник закупки и заказчик не должны иметь конфликта интересов в сделке (важное значение играют родственные связи, участие прямое и косвенное в управлении, т.е. возможность влиять на сделку и т.п.);
  4. отсутствуют ограничения на участие, установленные российским законодательством.
  5. отсутствие недоимки в бюджет за прошедший год в размере, превышающем 25% стоимости активов;
  6. отсутствие процедуры ликвидации или банкротства, приостановления деятельности;
  7. обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (приобретаются соответствующие права или возникают в результате выполнения контракта);

Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:

  1. наличия ресурсов: финансовых, материальных (транспорта, оборудования, инструмента), людских (определенного количества работников, наличия у них нужного разряда, допуска и т.д.).
  2. об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);

Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг).

Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п. Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются. 44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.

Различаются сроки , требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.

Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.

По каждому федеральному закону установлен свой процент: для 44-ФЗ это 15% от годового объема (с ограничениями – см.

), для 223-ФЗ все немного сложнее. С 1 января 2021 года для закупок у субъектов малого и среднего (!) предпринимательства процент вырос с 15 до 18. Если заказчик попадает под действие , то объем больше ­­– 20%.

Торги, в которых могут принимать участие исключительно СМП (или СОНКО), гарантируют отсутствие конкуренции со стороны крупных корпораций и организаций, обладающих более высокими мощностями. Трудно соперничать ИП Иванову и АО «Рога и копыта» с миллиардными оборотами, а так уровень участников ограничен. Определили, что организация или вы сами как предприниматель относитесь к СМП и имеете право на льготы в отношении закупок, нашли подходящую процедуру и решили участвовать, значит, потребуется подтвердить соответствующий статус.

Для этого необходимо подать специальную декларацию. В 2021 году стало возможным не заполнять бумажный вариант этого документа, на многих площадках достаточно поставить галочку в нужном месте (это легко сделать в отношении 44-ФЗ, декларация там, в общем-то, стандартная). На других (это в первую очередь площадки, где происходят торги по 223-ФЗ) придется прикрепить отсканированный вариант.

Связано это с тем, что, как выше говорилось, 223-ФЗ предоставляет право заказчику формировать собственное положение, ставить условия и требовать документы по усмотрению. Одному заказчику достаточно простого подтверждения статуса, другому — нужны точные данные: проценты участия, численность сотрудников, выручка, третьему – официальное подтверждение – выписка из реестра СМП. Важно! Получать бумажный документ необязательно, можно зайти на сайт , через поиск найти себя с помощью ИНН, ОГРН, наименования, щелкнуть по наименованию (ФИО предпринимателя) в открывшемся окне — и вот уже скачана готовая выписка в формате pdf и отметкой ЭЦП.

Действие статуса малого предприятия зависит от того, какой именно показатель деятельности меняется. К примеру, если изменится доля участия иностранных компаний, то статус утрачивается после внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Увеличилось количество работников или выручка перевалила предельное значение – если изменения сохранятся в течение трех идущих подряд лет (), организация изменит категорию (перейдет из разряда малых в средние). Организация уже была средней – она утрачивает статус и связанные с ним привилегии со следующего года (п. 4 подразумевает «трехлетний» переход только внутри категорий, что подтверждается и судебной практикой).

Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется . Оно бывает разного вида, кроме того, с 2021 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:

  1. Обеспечение участия в закупке (подачи заявки). Теоретически так можно отсеять совсем уж несостоятельных участников, гарантировать участие в аукционе определенного количества организаций, можно удержать средства при отказе от заключения контракта или нарушении условия (непредоставление обеспечения исполнения, к примеру).
  2. Размер платы устанавливается в зависимости от начальной суммы аукциона. С июля 2018 года заказчик по 44-ФЗ обязан установить обеспечение, если НМЦК (начальная (максимальная) сумма контракта) превышает 1 миллион рублей (). Варьируется оно и в процентном отношении: от 0,5 до 5%. Тут СМП повезло, для них ограничение – не более 2% от НМЦК.

Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.

В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).

  1. Обеспечение исполнения контракта. Думаю, тут все ясно: заказчик перестраховывает себя от недобросовестного поставщика, из этой суммы он удержит санкции (например, штраф за несвоевременную поставку товара). Причем размер увеличивается в полтора раза, если цена по аукциону снизилась более, чем на 25% (для 44-ФЗ). Это также ограничивает желающих сбить цену до немыслимого уровня (хотя мой опыт показывает, что такие «понижатели» и в заключении контракта не заинтересованы, просто «сливают» процедуру закупки).

Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности.

Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие. Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.

Действует добросовестность в отношении повышенного обеспечения и гарантий. Проверить, включены ли ваши контракты в реестр, можно по .

Заметьте, что предмет контракта значения не имеет! Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п.

6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.

  1. Обеспечение гарантийных обязательств. Нововведение, призванное дать заказчику уверенность не только в исполнении основного обязательства, но и сопутствующего – гарантии на товар или работы. В чем плюс: возврат обеспечения после истечения срока гарантии, а это обычно минимум год. Если поставщик окажется недобросовестным – не исполнит обязательства, заказчик возместит себе убытки за счет обеспечения.

Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи (но написать их можно, вернут быстрее).

Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это.

В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.

С участника жаждет получить свое и торговая площадка. государство ограничило, в т. ч.

для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей. Для предпринимателей в большинстве случаев проще, чем для организаций: меньший пакет документов.

Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах.

Зато и минусы существенные:

  1. Получение банковской гарантии для ИП сложнее.
  2. Нет права работы в отдельных видах деятельности.
  3. Нельзя участвовать в некоторых видах торгов.
  4. Обладание меньшими ресурсами (в том числе финансовыми), по сравнению с организациями.

Статус самозанятых до 2021 года в закупках был очень неясным. Как быть, если самозанятый не ИП?

Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц. В конце 2021 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ.

Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства.

С 28 марта 2021 года для них доступны соответствующие торги.

Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.

Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги. Еще одно нововведение 2021 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней.

Еще одно нововведение 2021 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2021 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:

  1. МСП выступали в качестве субподрядчиков.
  2. Проведенных исключительно среди СМП и СОНКО.
  3. Без особенностей, но выиграл торги СМП.

Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.

Под конец хочется порадовать читателей одной – 1 апреля 2021 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2021 года.

Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В целях повышения уровня конкуренции законодательство — 44-ФЗ и 223-ФЗ — регламентирует участие в закупках субъектов малого бизнеса и предоставляет им определенные преференции при участии в торгах.

44-ФЗ и 223-ФЗ не содержат определения субъектов малого бизнеса и то, каким условиям они должны соответствовать для отнесения их к указанной категории.

Понятие данной категории содержится в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 2007 года. Под понимают хозяйственно-экономические субъекты в лице индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые отнесены по нормам 209-ФЗ к малым, средним или микропредприятиям. Категории таких субъектов приведены в ст.

4 209-ФЗ. Базовые принципы и особенности закупок у субъектов малого бизнеса приводятся в и 223-ФЗ.

Субъекты малого бизнеса могут участвовать в закупках, которые проводятся:

  • На общих основаниях.
  • Специально для субъектов малого предпринимательства и исключающих других участников.
  • С условием привлечения субъектов малого бизнеса на субподряд.

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны осуществляться, согласно «Положению об особенностях участия субъектов малого бизнеса и предпринимательства…», утвержденному Постановлением Правительства от 2014 года №1352. Действие указанного документа распространяется на следующие группы лиц:

  • Заказчиков с выручки более 500 млн р.
  • Кредитных организаций с величиной активов за прошлый календарный год более 500 млн р.
  • Автономных учреждений, которые за прошлый год закупили товары и услуги на суммы свыше 250 млн р.
  • АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и его дочерних компаний.
  • Госкомпаний, которые были основаны в рамках ФЗ и их дочерних компаний.

за исполнением положений постановления должно осуществлять АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены такие особенности для участия в закупках:

  • Предельный размер при закупках у субъектов малого бизнеса составляет 20 млн р., согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  • Заказчик не вправе требовать предоставление обеспечения при цене контракта до 1 млн р.
  • При определении поставщиков в о проведении закупок указывается на то, что в число ее участников могут входить только представители малого предпринимательства.
  • Свою принадлежность к субъектам малого бизнеса участники подтверждают в . Заказчик не имеет права запрашивать у них подтверждающие документы. Эта позиция озвучена в совместном письме ФАС и Минэкономразвития.
  • Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, для субъектов малого бизнеса устанавливается сниженный размер : он не может быть более 2% от начальной цены контракта.

Согласно Постановлению Правительства №1352, предельная цена контракта, который подписывается заказчиком по 223-ФЗ только с победителем из числа СМП, составляет 400 млн р. По 223-ФЗ, если цена договора не превышает 50 млн р., заказчик проводит закупку только среди субъектов малого бизнеса; если это значение находится в диапазоне 50-200 млн р., заказчик сам решает, закупать ли ему товары у малого или крупного бизнеса.

Также указанный закон не предусматривает обязательного обеспечения по , но при наличии такого требования в отношении субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы. Обеспечение по заявке не может быть более 2% от НМЦК, а по договору – более 5%.

Также некоторые заказчики из перечня №475-р от 2016 года должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у СМП. В Постановлении Правительства №1352 от 2014 года приведены требования к содержанию отчета о годовых объемах закупки у малого бизнеса.

Для соответствия понятию СМП юридические лица должны отвечать следующим условиям:

  • Выручка от продажи товаров и услуг без учета либо балансовая стоимость активов на прошлый календарный год не может превышать предельных значений по Постановлению Правительства. Для субъектов малого бизнеса эта цифра должна составлять не более 800 млн р., для микропредприятий – 120 млн р., для средних предприятий – 2 млрд р.
  • Среднесписочная численность работников за прошлый календарный год должна находиться в пределах 15 человек для микропредприятий, 100 человек – для малых предприятий, от 101 до 250 человек для средних предприятий. В случае проведения закупки среди участников, которые относятся к субъектам малого бизнеса, численность персонала не должна превышать 100 человек.
  • Доля участия иностранных юрлиц доля участия одного или нескольких юрлиц, которые не являются субъектами малого и , не могут быть более 49%.
  • Суммарная доля участия в них России, регионов, МО, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций в уставном капитале не может превышать 25%.

Категория субъекта в конечном итоге определяется по наибольшему условию: численности работников или их выручке (стоимости активов).

Категория подлежит изменению, только если в течение 3 календарных лет, которые следуют подряд друг за другом, были изменены максимальные показатели численности или объема выручки сотрудников. У вновь созданных организаций учитываются показатели численности, выручки или стоимости активов с момента создания компании.

44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков закупать определенную часть товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. При этом законодательно установлен минимальный объем закупок, который должен приходиться на указанную группу поставщиков и .

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, на субъекты малого предпринимательства должно приходиться как минимум 15% в общем годовом объеме закупок.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее число денежных средств на финансовый год, которое направляется на приобретение товаров, работ и услуг. В эту сумму включается только та стоимость, которая подлежит оплате в текущем периоде. При этом с учетом положений ч.
1.1 ст.3 0 44-ФЗ в указанный объем закупок не должны включаться:

  1. тендеры, проведенные ;
  2. услуги кредитования;
  3. закупки у ;
  4. работы в области использования атомной энергии.
  5. закупки для обеспечения обороны и государственной безопасности;

Каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в ЕИС отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год.

За несоблюдение требований о минимальном объеме закупок у субъектов малого бизнеса предусмотрена административная ответственность по ст. 7.30 КоАП. Согласно указанной правовой норме, нарушение норм 44-ФЗ влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. р. С учетом положений Постановления Правительства от 2014 года №1352 и согласно п.

р. С учетом положений Постановления Правительства от 2014 года №1352 и согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, годовой объем закупок у субъектов малого бизнеса должен составлять как минимум 18% от совокупной стоимости подписанных договоров за год (при объеме выручки госкомпании в размере более 2 млрд р.).

При этом доля закупок, участниками которых вправе стать только субъекты малого бизнеса, должна составлять не менее 15% от годового объема. Закон 223-ФЗ содержит дополнительную для заказчиков, которые нарушат положения законодательства о закупках у субъектов малого бизнеса. В частности, не будут соблюдать требование о минимальном объеме закупок, не разместят годовой отчет в ЕИС, укажут в годовом отчете недостоверные сведения.

Согласно ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, им грозит необходимость проведения закупок по более строгим нормам 44-ФЗ с 1 февраля и до конца следующего года. Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст.

30 44-ФЗ, закупки у субъектов малого предпринимательства ранее могли проводиться одним из следующих способов:

  1. через .
  2. через конкурсы с ограниченным участием;
  3. через ;
  4. через запросы предложений, котировок;
  5. через двухэтапные конкурсы;

С 2021 года они проводятся исключительно в электронном формате.

Согласно ФЗ-223, конкурентные закупки, в которых могут участвовать только СМП, проводятся исключительно в электронной форме с учетом особенностей по ст. 3.4 223-ФЗ. Такие закупки могут быть проведены только на , операторы которых включены в Перечень по Распоряжению Правительства №1447-р от 2018 года. Подобную позицию подтвердили в Информационном письме Минфина от 2018 года №24-06-08/70718.

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса. С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса.

Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них. Перечень товаров для СМП по 223-ФЗ – это официальный документ, который заказчики обязаны разместить в . Он необходим для соблюдения норма законодательства о закупках некоторых товаров только у малого бизнеса.

Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по . Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.

Срок оплаты товаров, работ и услуг является одним из важнейших условий по контракту.

Договор может предусматривать одну из следующих форм оплаты: единовременную, с авансированием или поэтапную. Прошлая редакция 44-ФЗ не содержала никаких ограничений в части оплаты по выполненному контракту в пользу субъектов малого предпринимательства.

Оплатить их услуги заказчики должны были в общие временные рамки, которые приведены в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. Они составляли 30 дней с момента оформления итоговых документов: акта приема-передачи, накладных, счетов-фактур и пр. Но с середины 2017 года вступили в силу изменения в 44-ФЗ, согласно которым, на оплату работ, услуг и товаров СМП заказчику стали отводить ограниченные сроки.

Если в извещении установлено, что в закупке могут принимать участие только представители малого бизнеса, то сроки оплаты по исполненному контракту не должны превышать 15 рабочих дней. Нарушать установленные сроки заказчик не вправе, иначе ему грозит административное наказание в виде штрафа на 30-50 тыс.

р. или дисквалификация на срок до 2 лет (при повторном нарушении). ФЗ-223 напрямую никак не регламентирует порядок исполнения заказчиком своих обязательств перед исполнителями и поставщиками.

Но в подзаконных нормативно-правовых актах, среди которых Постановление Правительства №1352 от 2014 года, сказано, что оплата должна быть произведена в течение 30 дней (если победителем стал субъект малого бизнеса). Заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть иные сроки для оплаты в утвержденном им Положении о закупках. Таким образом, ФЗ-223 и ФЗ-44 предусматривают определенные для участия в закупочных мероприятиях субъектами малого бизнеса.

Так, они предусматривают сниженный объем обеспечения, более сжатые сроки для оплаты выполненных услуг и возможность участия в отдельных тендерах без крупных поставщиков и подрядчиков. Эксперт в сфере госзакупок | Юрист |

Автор: Илья Тарасов Поделиться 0 0

Статья 30.

Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом настоящей статьи, путем:1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;2) осуществления закупок с учетом положений настоящей статьи.1.1.

При определении объема закупок, предусмотренного настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;2) услуг по предоставлению кредитов;3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями настоящей статьи;4) работ в области использования атомной энергии;5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).1.2.

Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в , и настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».3.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях.

При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи.

Закупки, которые осуществлены на основании настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями. 4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.6.

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.7.

Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.8.