Возврат автотранспорта по неисправности

Блог инженера по гарантии. «Вредные советы»: как вернуть автомобиль дилеру


Собственники и руководители дилерских центров по всей стране еще после кризиса 2008 года заметили, что каждое резкое снижение курса рубля и падение доходов населения провоцируют рост «потребительского экстремизма» (страшно звучит!) среди клиентов.

Шквал претензий, желание поиметь что-то на халяву, а то и вовсе возврат дилеру своего автомобиля за полную стоимость. Как это выглядит в правовом поле?

Можно ли вернуть дилеру автомобиль и даже заработать на этом?

Давайте разбираться! «Вредные советы» от инженера по гарантии — в конце статьи… Что можно обменять джинсы или кроссовки, не подошедшие по размеру или фасону, знают многие, но с автомобилем это так же просто не пройдет. По закону автомобиль — технически сложный товар, и в отношении него потребитель не вправе расторгать договор купли-продажи (ДКП) или менять, потому что цвет не подошел.

В моей практике по этому поводу был курьезный случай! Клиент купил Рено Логан на «механике» в красном цвете, а через пять дней захотел обменять на черный или серебристый (возможно, друзья в гараже что-то про цвет нелестно высказались). Естественно, отказали — все в рамках закона.

Но клиент вправе вернуть автомобиль, если обнаружил в нем серьезный недостаток.

Любой! Загорелся «чек» или перегорела лампочка — имеете право на возврат в течение 15 дней! Правда, на практике этого практически не бывает.

В первые две недели на покупателей действует эйфория от новой покупки, которая им просто очень нравится.

Уловки дилеров. Чтобы не вызвать желание клиента поменять автомобиль, меняем бесплатно лампочки, регулируем, подтягиваем, устраняем скрипы в салоне.

Года два назад на Солярисе всю переднюю панель проклеили «антискрипом» бесплатно. В общем, первые две недели дилер — «просто душка».

Уловки клиентов. На моей практике не было, но коллеги рассказывали про перегоревшие лампочки, на которых дата производства на пять лет старше машины. Понимаю, желание халявы, но не думайте, что в ДЦ дураки сидят.

Это число, кажется, знают уже все (не только владельцы гарантийных автомобилей, но и покупатели утюгов и чайников).

Но не все знают, откуда ноги растут.

Исходит оно из ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вообще статья гласит, что срок гарантийного ремонта товара определяется соглашением между сторонами, но не может превышать 45 дней. Т. е. если заключите соглашение на меньший срок, то и отремонтировать вам, например, автомобиль обязаны быстрее.
Т. е. если заключите соглашение на меньший срок, то и отремонтировать вам, например, автомобиль обязаны быстрее.

Но не думаю, что найдется дилер, который пойдет на такое соглашение. Как это выглядит на практике?

Клиент сдает в ДЦ автомобиль (пусть будет Suzuki Vitara) с жалобой, допустим, на стук в подвеске. Все! Для дилера и производителя (в данном случае импортера, т.

к. Suzuki в нашей стране не собирают) пошел срок ремонта.

Если случай негарантийный (замят рычаг подвески, порван «пыльник»), дилер должен вам это показать и доказать!

В нашем центре на каждый отказ в гарантии составляем письменный ответ клиенту. Если это все же гарантийный случай (а во второй серии блога мы затрагивали ), то срок идет независимо от того, используете вы свой автомобиль или он стоит у дилера. Чем грозит превышение срока? Теперь уже ст.

18 Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет владельцу автомобиля потребовать его замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (мое примечание: только если вы купили автомобиль у этого же дилера, который нарушил сроки ремонта). Т. е. купили Солярис за миллион, ездили три-четыре года и вернули туда же за миллион! Заманчиво… Уловки дилеров. Соблюдение сроков гарантийного ремонта тщательно отслеживается!

Если есть риск превышения (например, прошло 40 дней с даты заезда, а запчасть редкая и идет из-за границы), то стараемся продлить срок ремонта соглашением с клиентом.

Это нам позволяет все та же ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Кстати, клиент вправе и не заключать такое соглашение, но чаще всего даже рад. В этом случае конкретно мы, да и другие ДЦ, делаем клиенту подарок — дарим сертификат на ТО или что-нибудь из дополнительного оборудования («ветровики», например). Большинство без проблем соглашаются.

Кто-то не знает свои права, а кому-то вполне нравится машина, а бег по судам — то еще удовольствие. А еще мы после поступления запчасти закрываем тот наряд, по которому обратился клиент, а в день ремонта открываем другой, новый.

И подсовываем на подпись. Получается, сегодня обратился и сегодня же сделали ремонт.

Некрасиво, правда? Уловки клиентов. Основная — пропáсть, перестать отвечать на звонки.

Про одного такого клиента . Он перестал отвечать на телефонные звонки после поступления запчасти (ремонт — замена кнопки подогрева сиденья, запчасть пришла через десять дней после обращения). А на 46-й день клиент приехал и с порога заявил: «Заберите машину, отдайте 1,5 млн рублей». Наивный! Предвидя эту ситуацию, отправил ему заказное письмо с уведомлением о вручении на 43-й день!

Видели бы вы его лицо, когда он понял, что «гениальный план» сорвался.

Повторюсь, соблюдение сроков гарантийного ремонта тщательно отслеживаем! Вторая — войти в доверие к приемщику. У одного из наших клиентов в мою бытность еще мастером-приемщиком это отлично получилось!

Сдал машину на переборку КПП по гарантии (Дастер, шум от подшипников, коробка механическая) и сказал коллеге-приемщику, что два месяца будет в командировке и отпуске. Не торопитесь — сделайте качественно. Машину оставили на территории, провели дефектовку и запчасти заказали только через неделю.

После поступления новых подшипников еще десять дней к ней не подходили — куда торопиться! В итоге закончили как раз к возвращению клиента — через 60 дней. Вот только вернулся он не один, а с юристом и претензией на расторжение ДКП (договора купли-продажи).

Естественно, руководство обоснованную претензию удовлетворило и деньги выплатили.

А среди причастных к этому делу сотрудников прошла «волна репрессий». Если срок в 45 дней у всех на слуху, то про 30 дней большинство моих клиентов просто не знает. А упомянутая ранее ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что владелец автомобиля (и вообще товара) может потребовать его замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

А как это выглядит на практике, говоря простыми словами? Данный пункт ст. 18 касается только тех случаев, когда автомобиль не используется во время гарантийного ремонта: обездвижен и находится у дилера. Так вот, если суммарно (при двух и более) гарантийных ремонтах вы не пользуетесь автомобилем в течение каждого года гарантийного срока более чем 30 дней, — имеете право его вернуть.

Например, автомобиль приобретен 15 июня 2021 года.

Первый год гарантийного срока закончится 14 июня 2021 года. Допустим, 10 января 2021 года захрустел ШРУС (меняется вместе с приводом в сборе, например, на Рено), вы оставили машину у дилера на ремонт, а вернули ее вам из ремонта 30 января. Это 20 дней неиспользования товара!

Затем 1 апреля 2021 года отказал насос ГУР.

Вы опять оставили автомобиль у дилера на ремонт, а вернули его из ремонта 20 апреля.

Это еще 20 дней неиспользования товара! Итого 40 дней невозможности использования товара! Суд уже будет на вашей стороне, не нужно ждать подобных инцидентов во всех «гарантийных годах».

И такой случай был в моей практике! Клиенту три дня по гарантии устраняли брак заводского окраса крыши, затем десять дней он ждал шланг для системы охлаждения (сильная течь была, нельзя ездить), ну и, наконец, 20 дней ушло на дефектовку, ожидание запчастей и ремонт углового редуктора.

Итого 33 дня суммарно не пользовался автомобилем. 45 дней ни разу не превысили, но все же 1,5 млн за корейский кроссовер вернули.

Уловки дилеров. Первая — это, естественно, упомянутое ранее закрытие наряда, по которому клиент обратился, и открытие нового в день ремонта. Формально ремонт происходит одним днем, и клиент это подписал! Второе — это всеми возможными способами не брать автомобиль на стоянку, а выдать его клиенту на время ожидания запчастей.
Второе — это всеми возможными способами не брать автомобиль на стоянку, а выдать его клиенту на время ожидания запчастей. Т. е. если у вас стук вызван небольшим люфтом в шаровой опоре или небольшая течь масла из агрегата (неисправность не обездвиживающая), то сразу выдаем машину клиенту.

Таким образом, рискуем только 45-ю днями, но не суммарным 30-дневным ремонтом. Уловки клиентов. А тут уже от обратного.

Опытные «экстремисты» (не люблю это слово в отношении клиентов, но все же) оставляют автомобиль при любой неисправности и тщательно контролируют даты в документах при их подписании. Сразу вспоминается один случай.

Клиент небезосновательно устроил скандал, когда увидел в заказ-наряде, что его Creta ремонтировалась не десять дней, а один.

Сделали пометку для себя в программе, что с ним нужно быть внимательней и такого не повторять. Уже упоминавшаяся ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предписывает предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий такими же потребительскими свойствами. Многие клиенты это слышали и требуют подменный автомобиль при любом гарантийном ремонте.

Однако правительством утвержден перечень товаров, на которые данное требование не распространяется. Автомобили среди них. Т. е. требовать подменный автомобиль клиент не вправе. Это жест доброй воли от производителя.

Знак уважения к клиенту, который при современном ритме жизни не может обойтись без автомобиля. Подменные машины имеют дилеры многих массовых брендов (Skoda, Renault, Hyundai).

При этом таких автомобилей в дилерском центре мало, чаще всего не более трех штук. И они могут быть заняты другими клиентами. Имейте терпение. В данном случае это не дата, после которой нужно утилизировать «железного коня», а юридический термин.

Если после окончания срока гарантии, но в течение «срока службы» вы обнаружили существенный недостаток — то вправе вернуть товар производителю или импортеру (но никак не продавцу, в нашем случае дилеру). Доказывать существенный недостаток придется с помощью экспертизы. Производители (и импортеры) не заинтересованы в судах и потере денег.

Например, Suzuki меняли клиентам лопнувшие блоки цилиндров на модели Grand Vitara с двигателем 2,4 литра уже после окончания гарантии, но во время «срока службы». Если «срок службы» для технически сложного товара не установлен производителем, то по закону он считается равным десяти годам. До 2008 года (опять про календарь кризисов) производители на этот термин практически не обращали внимания.

До 2008 года (опять про календарь кризисов) производители на этот термин практически не обращали внимания.

А потом начались судебные иски владельцев семи-девятилетних машин. У кого-то сломался «автомат», а замена масла производителем не предусмотрена, у кого-то двигатель.

Суды и экспертизы вставали на сторону клиента. Сейчас ситуация со «сроком службы» следующая: европейцы по-прежнему не устанавливают «срок службы» (он остается равным десяти годам, респект им огромный), а наши и азиаты — кто во что горазд.

Например, у Лады — восемь лет на передний привод, шесть лет на «4×4» (бывшая «Нива») и десять лет — на Ларгус. У Хендэ и Сузуки — по шесть лет.

Согласно терминологии — это недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения. По отношению к автомобилям к существенному недостатку можно отнести повторный гарантийный ремонт (любой) или выход из строя дорогостоящего агрегата (того же «автомата») в период «срока службы». А теперь практика. На левом приводе Логана (модификации с МКПП серии JH) имеется пыльник-сальник.

Та еще конструкция, да еще и герметичностью не отличается.

Не то чтобы прям течет, но маслом потеет всегда и даже каплепадение появляется. Снижения уровня масла при этом почти нет, так можно ездить годами. Но в период гарантии надо устранять — ведь течь!

Вот так три раза устраняли у одного клиента и в итоге были вынуждены забрать автомобиль. Ну а счастливый клиент пересел на Флюенс — там МКПП серии JR (как на Весте Sport!

�), и такой конструкции и проблемы нет. Итак, задаетесь целью покататься и вернуть автомобиль за полную стоимость?

Не все так просто. В дилерских центрах клиентские отделы возглавляют практикующие юристы. Именно они придумывают схемы со вторым нарядом, отправкой писем-приглашений клиенту и ответами на ваши претензии.

Хватит ли у человека, далекого от юридических тонкостей, умения перехитрить этот отлаженный механизм обороны? Мой опыт показывает, что чаще всего не хватает.

Редко клиенту, изначально задумавшему вернуть автомобиль дилеру, удается все это провернуть. Причина проста — такой клиент виден с первого визита, и его берут на особый контроль (в дилерской программе ставится соответствующая пометка).

К каждому будущему визиту такого клиента в ДЦ тщательно готовятся: едва он записался. А вот кому хватает сил все это провернуть — чаще всего это обычный и до поры до времени лояльный клиент, которому просто не повезло (или, наоборот, — повезло!) с нерасторопностью сотрудников ДЦ или поставщиков запчастей.

В начале статьи я обещал «вредные советы»!

Раз обещал — дам их в виде алгоритма � Итак, как бы поступил опытный инженер по гарантии, чтобы вернуть подержанный, но гарантийный автомобиль в салон за первоначальную стоимость: 1. Купил новый автомобиль. 2. При любом обращении в рамках гарантии (неважно — загорелся «чек», стук в подвеске или же крупная поломка) забирал себе экземпляр своей заявки с датой обращения. Ну или хотя бы фотографировал.

3. При подтверждении гарантийности случая не забирал бы автомобиль в пользование, а оставлял на площадке у дилера до окончания ремонта. «Не хочу ездить со стучащей подвеской», даже если это стойка стабилизатора (линк, яйцо). 4. При подписании документов, при приемке автомобиля из ремонта внимательно смотрел бы даты принятия и выдачи автомобиля.

Они должны соответствовать реальным. 5. Обязательно забирать себе экземпляр гарантийного заказ-наряда. Подписал и сразу возьми: на следующий день уже не отдадут, скажут — отправили производителю.

6. Не подписывать соглашения о продлении сроков ремонта (вообще всегда нужно думать, что подписываешь).

7. Ну и последнее — прятаться от дилера, выжидая 45 дней, не брать трубку, «ошибиться» в адресе регистрации — все это нелепо, да и вообще смешно. С этим до суда вы не дойдете.

Можно не начинать. А вообще верю в «принцип бумеранга».

Если нечестно заработал, то где-нибудь все равно убудет. А вы как считаете?

Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался через 15 дней (ситуация № 3)

Юрист 05 Февраля 2021 Подробная инструкция по возврату автомобиля в течение гарантийного срока Автовладельцы, желающие вернуть машину, обычно допускают такие ошибки:

  1. передают машину на проверку качества или экспертизу, не зная, как при этом действовать;
  2. пишут взаимоисключающие требования или два и более требований;
  3. начинают анализировать закон, пытаясь понять, что такое недостаток, и обращаются в суд, не имея на то никаких оснований.
  4. не собирают заказ-наряды и идут «качать права» без доказательств;
  5. обращаются с требованием одновременно к дилеру и производителю;

До возврата автомобиля в салон вам нужно узнать:

  1. что такое существенный недостаток автомобиля;
  2. как пользоваться машиной, чтобы не потерять гарантию (технические тонкости);
  3. какой у вашего автомобиля срок гарантийного ремонта и что делать, если в ремонте отказали.
  4. как правильно себя вести при подготовке машины к возврату (юридические тонкости);

Обо всем этом я и расскажу ниже. Начнем с основ: разберемся, что такое гарантийный срок, сколько он длится и зачем нужен.

Про гарантийный срок написано в ст. 5 Закона о защите прав потребителей. Цитирую:

«Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18, 29 Закона»

.

Если не кривить душой, это определение не дает понять вообще ничего. Но вот если к нему вернуться после прочтения ст. 18 и 19 Закона о защите прав потребителей, то картинка проясняется.

Нам нужна как раз ст. 18 закона. Она очень сложно написана, поэтому я перескажу ее, а вы потом посмотрите оригинальный текст, если захотите.

Пока машина на гарантии, если что-то сломается, вы можете:

  1. попросить отремонтировать;
  2. вернуть машину;
  3. потребовать скидку на машину.
  4. обменять ее;

Поскольку автомобиль – это технически сложный товар, то для предъявления требований о возврате есть специальный порядок.

Изложить его можно в четырех тезисах:

  1. действий третьих лиц;
  2. непреодолимой силы.
  3. Вернуть машину можно, только если вы нашли поломку (недостаток).
  4. Если недостаток найден в первые 15 дней со дня покупки, машину можно вернуть независимо от его серьезности (об этом читайте в статье ).
  5. Если поломка найдена спустя 15 дней после покупки, то сначала можно потребовать только гарантийный ремонт. Сразу вернуть машину нельзя, потому что товар технически сложный. Закон дает возможность продавцу или производителю исправиться.
  6. И только если поломка существенная, т.е. она неустранима, или она проявилась вновь, или у вас две и более поломок, либо нарушены сроки ремонта – можно требовать возврата машины.
  7. нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара;

На практике дилер (изготовитель) будет неистово доказывать именно первый пункт, т.е. что вы неправильно пользовались машиной, поэтому она и сломалась.

Также дилер может всячески препятствовать вам в сборе доказательств, например постарается не дать документы по гарантийному ремонту (заказ-наряды), потому что документы – это главные доказательства того, что недостатки были и в этом нет вашей вины. Вот вам три письма, где как под копирку дилеры отказываются предоставить заказ-наряды, которые клиенты по незнанию не взяли сразу: письма владельцам , и .

Важно знать, сколько длится гарантийный срок, чтобы предъявить требование о возврате автомобиля вовремя.

Этот срок изготовитель (продавец) может устанавливать, а может и не устанавливать.

Он обычно прописан в договоре купли-продажи и сервисной книжке.

В среднем гарантийный срок составляет 3 года и зависит от марки автомобиля. Бывает, его делают совсем коротким, например год. На этот случай есть специальное правило: минимальный срок гарантии составляет 2 года (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). И даже если в договоре срок гарантии меньше, он все равно будет длиться 2 года.
И даже если в договоре срок гарантии меньше, он все равно будет длиться 2 года.

Подчеркну: гарантия – это договор.

Как у любого договора, у нее есть определенные условия ее действия. И если вы их не соблюли, договор вы нарушили. А если гарантийный срок истек?

Вернуть машину все равно можно.

Только в этом случае уже не продавцу придется оправдываться, а вам нужно будет доказывать, что с товаром что-то не так.

Об этом я расскажу в следующей статье. Вывод: если автомобиль сломался не из-за ваших действий, поломка выявлена в течение срока гарантии, является существенной и юридически правильно зафиксирована, то есть все основания для возврата автомобиля. Рассмотрим 10 реальных примеров, когда автовладельцам отказывают в гарантийном ремонте и возврате автомобиля из-за неправильного использования.

1. Несвоевременное обращение в техническую службу.

2. Владелец не выполняет свои обязательства согласно регламенту, ТО или нарушает правила эксплуатации автомобиля. 3. Владелец решил починить свою машину в другом техцентре.

4. В ходе очередного ТО было обнаружено, что в машине появилась «чужая» деталь, и официальный дилер к ее установке никакого отношения не имеет. 5. ДТП (в этом случае необходимо обращаться сначала в страховую службу).

6. Автомобиль был поврежден по вине третьих лиц, в результате чего вышли из строя агрегаты, узлы и прочие крупные компоненты, без которых его эксплуатация невозможна. 7. Участие в гонках или превышение скоростных возможностей автомобиля, не предназначенного для активного стиля вождения (если это не спортивная машина). 8. Эксплуатация легкового автомобиля на тяжелом бездорожье.

9. Тяжелые климатические условия. 10. Повреждения автомобиля, связанные с природными катаклизмами.

Это неполный список, он может быть дополнен. И чтобы потом в суде можно было доказать свою правоту, нужно соблюдать правила обращения с автомобилем на гарантии. В этом вам помогут несколько рекомендаций.

Правило № 1. Обязательно прочитайте руководство по эксплуатации автомобиля. Особенно ту часть, где написано о двигателе и коробке передач.

Обратите внимание на правила эксплуатации и обслуживания узлов и элементов, которые не осматриваются при плановом ТО, но следить за которыми ваша обязанность.

Изучите требования производителя, соблюдение которых гарантирует выполнение им бесплатного ремонта.

Например, для любого автомобиля есть такой пункт: осмотр лакокрасочного покрытия раз в год.

Это должен делать владелец у дилера по заявлению. В сервисной книжке должно быть указано, что контроль проведен, дефекты лакокрасочного покрытия не выявлены.

Только в этом случае вы сможете относительно легко доказать свою правоту в случае проявления производственных дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля.

Имейте в виду: подобных требований производителя немало, причем они меняются с течением времени и в зависимости от пробега – за этим надо следить.

К каждому автомобилю в комплекте прилагается руководство по эксплуатации. Оно может называться сервисной или гарантийной книжкой.

В нем написано, как пользоваться автомобилем, чтобы он не ломался, ну или хотя бы не ломался быстро.

Неумелое обращение с ним или невыполнение требований эксплуатации может привести к поломке, которая не будет покрываться гарантией.

Приведу несколько примеров из практики. Ко мне как-то обратились ребята-стритрейсеры на спортивных BMW. Они загоняли машины, и у них потек редуктор заднего моста. От производителя BMW они ничего скрывать не стали, так и написали – «разгоняли машины до 200 км/ч» и т.д. Естественно, это ведет к поломке автомобиля, а потому запрещено руководством по эксплуатации.

Естественно, это ведет к поломке автомобиля, а потому запрещено руководством по эксплуатации.

В таком случае о его ремонте или возврате по гарантии речи быть не может. Был случай, когда владельцы Peugeot вовремя не заливали масло, у них сломался двигатель, и они решили вернуть авто.

В ходе предварительной экспертизы наш эксперт обнаружил, что двигатель сломался из-за неправильной эксплуатации. Правило № 2. По возможности не экспериментируйте с тюнингом и дополнительным оборудованием. Если вы хотите усовершенствовать автомобиль за счет дополнительного оборудования, лучше это делать у дилера.

Он будет нести ответственность не только за выполненную работу и новые запасные части, но и за последствия, если автомобиль сломается из-за установленного им оборудования.

Это важно, поскольку оно может стать причиной сбоя в работе основного оборудования. Например, в моей практике был случай, когда сигнализация автомобиля Mitsubishi Outlander влияла на работу его электроники: не выключался или самопроизвольно включался ближний свет фар, и на парковке разряжался аккумулятор. Наш эксперт выехал в Москву, у официального дилера была проведена диагностика, дилер заменил блок управления, но неисправность появилась вновь.

Во время повторного осмотра наш эксперт обратил внимание на то, что на задней стороне блока управления автомобилем был закреплен блок управления сигнализацией.

Он предложил отключить сигнализацию и оставить машину на пару дней для теста. Проверка показала, что автомобиль перестал жить своей жизнью.

Проблема была в том, что при активации сигнализации она давала сбой в фоновом режиме на блок управления автомобилем, а тот, в свою очередь, давал команду включить свет. По итогам данной экспертизы представительство марки всем дилерам и специализированным мастерским разослало бюллетень, в котором говорилось, что блок управления сигнализацией нельзя устанавливать на блок управления автомобилем. Так эта проблема была решена.

Правило № 3. Старайтесь не использовать приобретенные самостоятельно запчасти.

Авторизованный дилер и сервис продают их по завышенным ценам. И все же рекомендую покупать запчасти только у официального дилера, даже если их нет в наличии и ждать поставки долго. Иначе потом поломки в автомобиле сервис может обосновать использованием неоригинальной запчасти.

Любое несанкционированное вмешательство в системы автомобиля и ремонт с использованием неоригинальных запасных частей могут привести к лишению гарантии. Правило № 4. Не пользуйтесь неавторизованным сервисом. Это позволит «официалам» отказать вам в гарантийном обслуживании.

Не сможете вы рассчитывать и на реализацию других законных прав потребителя.

«Чужой» сервис можно использовать для обслуживания или замены негарантийных деталей, например можно поменять тормозные колодки и т.п.

Яркий пример – чип-тюнинг. Это вмешательство в заложенный производителем алгоритм работы того или иного узла. Обычно чип-тюнинг делают для увеличения мощности двигателя. Такие услуги предоставляют профессионалы, у которых есть сертификаты от именитых производителей блоков управления двигателями.

Занимаются этим и самоучки, которые скачивают программное обеспечение устаревших моделей автомобилей и «заливают» его в новые авто.

Правило № 5. Вовремя проходите плановое техническое обслуживание. Причем делать это нужно на официальных дилерских станциях с использованием оригинальных запасных частей.

Если вы не соблюдаете интервалы прохождения планового технического обслуживания, при отсутствии поломок в автомобиле сотрудники дилера вам об этом не скажут, проведут очередное ТО, возможен даже мелкий гарантийный ремонт, не связанный с плановыми ТО и регламентными работами. Многие ошибочно полагают, что так будет всегда.

Можно проходить ТО, пренебрегая сервисными интервалами: «Зачем переживать, если и так все делают?» Это заблуждение. Производитель и дилеры ради сохранения лояльности к марке и автосалону делают мелкие ремонты. Но как только сломается дорогостоящий узел или, не дай Бог, произойдет авария, так как что-то отвалилось, – тут вам припомнят всё.

Вы будете доказывать, что двигатель сломался не из-за перепробега, КПП должна была еще кататься и т.д., но дилер, защищая себя и производителя, укажет вам на пункт в сервисной книжке и откажет в ремонте.

Правило № 1. Любую передачу автомобиля в сервис сопровождайте письменным заявлением. Заранее подготовьте заявление в двух экземплярах. В нем опишите недостаток автомобиля и потребуйте устранить его немедленно.

Затем приезжаете в сервисный центр, на ресепшене передаете заявление и просите на втором экземпляре поставить дату подачи заявления, ФИО принявшего его сотрудника и подпись, печать. Для тех, кому этот совет покажется странным (

«Все равно выдадут заказ-наряд, зачем еще и заявление писать?»

), – объясняю.

Вы расскажете о проблемах с автомобилем, а мастер-приемщик опишет их своими словами.

И делать он это будет в интересах сервиса, а потому может изменить формулировку.

Придется долго настаивать на том, чтобы он написал именно так, как вы сказали, но проще параллельно подать заявление.

Правило № 2. При обращении по гарантии заберите экземпляр своей заявки с датой ее принятия, даже если поломка несущественная. Отдав в ремонт авто, не забудьте получить акт о приемке или заменяющий документ с описанием состояния автомобиля, подписью и печатью. С момента вашего обращения начинается отсчет времени, в течение которого должен быть выполнен гарантийный ремонт.

Правило № 3. Если автомобиль не едет, требуйте у дилера бесплатный эвакуатор. Любой крупногабаритный товар и товар весом более 5 кг на ремонт и обратно должен доставляться силами и за счет дилера. И время, которое тратит дилер на транспортировку, входит в срок ремонта.

А нарушение этого срока – повод для возврата авто.

Про право требовать бесплатный эвакуатор написано в п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Правило № 4. При подтверждении гарантийности случая оставьте автомобиль на площадке у дилера до окончания ремонта.

При этом не забудьте зафиксировать даты, когда сдали и забрали автомобиль. Нарушите это правило – дилер скажет, что вы ездили на ломаной машине, а значит, неверно ее эксплуатировали, либо что недостаток не мешал вам пользоваться машиной.

Правило № 5. Не забирайте автомобиль после ремонта без документов.

Когда сервис забирает автомобиль на ремонт, составляется акт приемки или заказ-наряд в двух экземплярах. Один из них остается у вас. Его могут потребовать при получении автомобиля после ремонта и обратно, скорее всего, не вернут.

И неважно, как они это будут объяснять.

Факт остается фактом: у вас на руках не останется документа, подтверждающего, с какой проблемой вы обращались в сервис. Поэтому всегда сохраняйте заказ-наряды. Документы, которые вам выдают в сервисе, дополнительно фотографируйте.

Если не дают заказ-наряд, сделайте хотя бы фото монитора, на который он выведен, – если там виден номер, можно будет его использовать. После завершения ремонта вместе с автомобилем нужно будет забрать документы. В них должны быть указаны даты обращения в ТС, передачи машины в дилерский центр, устранения недостатков и возврата автомобиля, там же должна быть информация о поломках, замененных деталях и материалах, которые использовались для проведения ремонта.

И не верьте, что без заказ-наряда автомобиль выдать нельзя. Собственник вправе требовать возврата своего автомобиля, и для этого достаточно только паспорта.

Как вариант: заранее сделайте копию заказ-наряда и потребуйте ее заверить подписью и печатью, только после этого можете отдать оригинал документа.

Приведу примеры диалога с дилером – вам точно пригодится. Диалог с дилером перед сдачей автомобиля.

– Прошу выдать мне мой экземпляр заказ-наряда. – Зачем он вам? Мы вам выдадим документ, но потом как будете забирать машину? (Возможен такой вариант: «Это внутренний документ.

Поскольку ремонт гарантийный, плательщик не вы, а завод.

Потому вам документы выдавать мы не должны»). – А в чем проблема? Это мое право.

Вы обязаны выдать мне заказ-наряд и акт приемки в соответствии с п. 18 Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290. Диалог с дилером перед получением автомобиля.

– Прошу вас выдать мне документы с информацией о дате обращения с требованием об устранении недостатков автомобиля, датах его передачи и устранения недостатков с их описанием, об использованных запчастях (деталях, материалах) и о дате выдачи автомобиля после ремонта. – Зачем вам это? У нас вся информация хранится в базе. Не переживайте, она никуда не денется.

В случае необходимости мы ее вам предоставим.

– Моя машина на гарантии. Мне важно знать, что вы продлили ее на то время, которое занял ремонт.

Вы обязаны предоставить мне документы с перечисленными данными в соответствии с п.

3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я не приму машину без них. Правило № 6.

После ремонта проверьте даты принятия и выдачи автомобиля в документах. Даты эти должны соответствовать реальным.

В противном случае требуйте их исправить. Ссылайтесь на свое заявление (см. правило № 1). Заказ-наряд составляется при передаче автомобиля на ремонт.

Поступившая позднее просьба продавца подписать новый наряд свидетельствует о том, что сервисный центр пытается избежать выплаты неустойки за нарушение сроков устранения недостатков. «Подтасовка сроков» – любимая уловка дилеров. Приняли машину – указали дату приемки.

Вернули машину владельцу, забрали старые документы и выдали новые. А по новым документам ремонт длился всего один день.

Правило № 7. Не подписывайте соглашение о продлении срока ремонта.

Сервис может применить такую хитрость: вам не предложат заключить отдельный договор о продлении срока ремонта, но условие об этом мелким шрифтом будет указано в заказ-наряде.

Подписав его, вы согласитесь с таким продлением. Поэтому внимательно читайте документы, которые вам предлагают подписать в сервисе. Если вы там найдете условие о продлении сроков, нужно будет сделать письменную оговорку об отказе от продления и требовании провести ремонт в срок, установленный Законом о защите прав потребителей, т.е.

незамедлительно. Правило № 8. Если поломка повторилась, воспользуйтесь другим сервисом для диагностики.

Повторное проявление недостатка в течение гарантийного срока автомобиля – опасная ситуация для производителя (импортера, продавца). Такой недостаток считается существенным, что дает вам право обменять автомобиль на другой или требовать возврата денег.

Поэтому, когда вы приедете с тем же недостатком в сервисный центр продавца, его сотрудник по компьютеру увидит, что он повторный, и постарается указать в документах другую поломку. Аналогичные инструкции могут быть у всех авторизованных сервисов. Если же во второй раз вы поедете в другой сервис, у которого нет данных о вашем автомобиле, то, скорее всего, в документах напишут правду, тем самым подтвердят наличие повторяющегося, а значит, существенного недостатка и… откроют путь к кассе с деньгами за автомобиль.

Правило № 9. Ремонт исключает возврат автомобиля.

Закон дает вам возможность выбирать, как защитить свои права: можно отремонтировать автомобиль, а можно его вернуть. Но если вы его отремонтировали, а потом вдруг решили вернуть, то суд откажет вам, сославшись на то, что вы свое право уже реализовали.

Соблюдение всех прописанных выше рекомендаций приблизит вас к возврату автомобиля на 50%. Остальные 50% вам даст только помощь юриста-профессионала. Потому что тут нужно будет разбираться: на кого именно подать в суд – на дилера или изготовителя; где лучше это сделать (в некоторых регионах связи дилеров не дадут отстоять свои права); какое основание для возврата выбрать; какую назначить экспертизу и какие вопросы поставить; как оспорить экспертизу, если она показала, что вы не правы, и т.д.

Снова обратимся к ст. 18 Закона о защите прав потребителей. По истечении 15 дней со дня покупки товара требования потребителя подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  1. невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
  2. нарушение установленного законом срока устранения недостатков товара – 45 дней;
  3. обнаружение существенного недостатка товара;

Как видите, одно из оснований – это существенный недостаток, а два других основания касаются сроков.

О том, что срок ремонта составляет максимум 45 дней, написано в ст. 20 Закона о защите прав потребителей.

Я сразу вставил его для наглядности. Вот в этих-то основаниях люди и путаются.

Давайте разложим все по полочкам.

Определение этого понятия надежно спрятано в Законе о защите прав потребителей.

Про существенный недостаток говорится в ст.

18 этого закона, а вот само определение содержится во введении к закону, поэтому его не все находят. Закон описывает существенный недостаток через перечисление его видов:

  1. недостаток, выявленный неоднократно;
  2. недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
  3. неустранимый недостаток;
  4. недостаток, который проявляется вновь после его устранения.

Чтобы было проще понять, что все это значит, рассмотрим каждый вид отдельно.

Такой недостаток не может быть ликвидирован посредством проведения мероприятий с целью приведения автомобиля в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом.

Примерами неустранимого недостатка могут быть:

  1. нарушение геометрии кузова, из-за чего невозможно правильно установить двери, багажник, стекла и т.п., а также отрегулировать развал-схождение, выставить углы установки колес (схождение-развал) и т.д.;
  2. некачественная окраска автомобиля. Неустранимым недостатком считают, например, появление коррозии. Дело в том, что покраска кузова, способная устранить коррозию, которая проводится в салонах и мастерских, отличается от заводской. Поэтому такой недостаток считается неустранимым. Встречаются дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, если нарушили состав, очередность, технологию или условия нанесения слоев покрытия, перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.
  3. отверстие под люк автомобиля сделано с нарушением формы или технологии, из-за чего люк протекает или плохо закрывается/открывается;

Ко мне однажды обратился владелец автомобиля Škoda Superb.

Дилер признал, что на заднем правом крыле были дефекты лакокрасочного покрытия производственного характера, и согласовал окраску по гарантии завода-изготовителя.

Но тут есть тонкость: наши сервисы не умеют хорошо красить автомобили и, конечно, не восстановят вам заводское лакокрасочное покрытие. В чем это проявляется? Обязательно будут включения (сорины), риски, раковины, а также непрокрасы и ступеньки в случаях, когда потребуется сделать переход нового слоя краски к старому. Проблемы с лакокрасочным покрытием характерны для таких марок авто, как: Kia/Huyndai – сорность, непрокрасы, раковины; Renault – коррозия задних арок, крышки багажника; Škoda/VW – сорность, вспучивание краски; Land Rover Range Rover – сорность; Ford – сорность, плохая адгезия; Mercedes – тонкий слой ЛКП, слабая износостойкость; китайские автомобили двух-, трехлетней давности – коррозия скрытых полостей.

В законе написано, что таким недостатком признается тот, расходы на устранение которого приближены к стоимости товара, превышают ее или выгоду, которая могла быть получена потребителем от его использования. Несоразмерность расходов на устранение недостатков технически сложного товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены или иных его свойств1.

Поэтому конкретные цифры в данном случае назвать проблематично.

Я лично использую методическое руководство для экспертов и судей

«Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации»

.

В руководстве этом указаны такие цифры: 4.1.2.

Несоразмерность расходов по устранению недостатка (расходы по устранению недостатка превышают 20% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования либо превышают 14% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды).

4.1.3. Несоразмерность времени по устранению недостатков устанавливается в 10% от срока гарантии. 4.2. Расходы по устранению недостатка узла или агрегата включают в себя стоимость запасных частей, расходных материалов и стоимость ремонтных работ, определяемые затратами времени на их производство.

5.3. Неоднократно выявляющийся производственный недостаток деталей и узлов АТС (суммарные расходы по устранению неоднократно выявляющихся недостатков превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии). 5.4. Производственный недостаток, проявляющийся вновь после его устранения (суммарные расходы по устранению недостатка, проявляющегося вновь после его устранения, превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии). А вот что касается объективно необходимых сроков, то при доказывании можно обратиться к п.

3.2.11 Руководящего документа 37.009.026-92

«Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора)»

.

В нем указано, что автообслуживающее предприятие обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок. Сроки исполнения заказов (в рабочих днях) устанавливаются в каждом случае по согласованию с заказчиком и не должны превышать:

  1. сложные жестяницко-сварочные работы с последующей окраской – 50 дней.
  2. жестяницко-сварочные работы – 20 дней;
  3. полная окраска кузова со снятием старой краски – 20 дней;
  4. техническое обслуживание – 2 дней (с учетом графика сменности);
  5. наружная окраска кузова со снятием старой краски – 15 дней;
  6. сложные жестяницко-сварочные работы – 30 дней;
  7. ремонт двигателя (капитальный) – 2 дней;
  8. жестяницко-сварочные работы с последующей окраской – 35 дней;
  9. текущий ремонт (кроме кузова) – 10 дней;
  10. наружная окраска кузова без снятия старой краски – 10 дней;
  11. полная окраска кузова без снятия старой краски – 15 дней;

Это разные недостатки, выявленные более одного раза. Причем каждый из них в отдельности делает товар не соответствующим образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию), предусмотренным законом требованиям или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям).

При этом каждый из таких недостатков приводит к невозможности или недопустимости использования товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется или о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

Важно не путать неоднократный недостаток с недостатком, который возник вновь после устранения.

Если неправильно сформулируете в иске основание, то проиграете.

Следует понимать, что неоднократный недостаток – это не повторное проявление одного и того же недостатка, а разные поломки. Простой пример: у вас уходит масло из двигателя.

Вы обращаетесь к официальному дилеру, и его сотрудник обнаруживает течь масла через сальник коленчатого вала (типичная проблема многих автомобилей).

Дефект устраняют по гарантии. Спустя некоторое время вы видите лужицу масла под машиной после стоянки – и опять к дилеру. Сотрудник обнаруживает течь масла через сальник коленчатого вала, но с другой стороны.

Раз сальник другой, повторяемость одного дефекта будет доказать сложно.

А вот неоднократное выявление недостатков в виде течи масла через уплотнения коленчатого вала имеется. Это недостаток, повторно проявляющийся после его устранения. Причем должен проявиться недостаток именно того узла (детали), который подвергался ремонту.

Яркий пример повторяющегося дефекта детали – выход из строя датчика ABS на некоторых английских и корейских автомобилях. Представьте такую ситуацию: в процессе эксплуатации машины загорается лампочка, сигнализирующая о неисправности системы ABS.

Вы обращаетесь к дилеру, он осматривает автомобиль, диагностирует неисправность датчика колеса и меняет его по гарантии (обратите внимание: несмотря на то что машина едет и тормозит, фактически вы эксплуатируете автомобиль с неисправной тормозной системой – а это еще одна юридическая история).

Спустя некоторое время та же лампочка загорается опять.

И вновь дилер, и вновь то же колесо, и вновь замена датчика.

Вот это классический пример повторяющего дефекта. В таком случае нужно возвращать автомобиль. Максимальный срок гарантийного ремонта составляет 45 дней (ст.

20 Закона о защите прав потребителей).

Если вы обратились с претензией, но за этот срок ваш автомобиль отремонтировать не успели, то его можно возвращать.

Только в любом случае придется доказать, что поломка имеется на данный момент и что причины ее заводские, а не эксплуатационные. Если же вам вовсе отказали в гарантийном ремонте, то такой отказ будет приравнен к нарушению срока ремонта.

Условия для возврата те же. (О том, почему возврат автомобиля может оказаться очень выгодным, и о других распространенных ситуациях, когда автовладельцы хотят отказаться от недавно купленной машины, – читайте в публикации ) 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17

«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

.

Раньше не все работники успевали вовремя обратиться в суд за компенсацией. После внесения поправок в Трудовой кодекс времени у них на это будет больше. Как работнику взыскать компенсацию, а работодателю защититься от незаконных требований сотрудников?

Когда заграничные гости обязаны покинуть нашу страну и что им сделать, чтобы можно было остаться? Ответы на вопросы иностранных граждан, задержавшихся в России из-за пандемии. За неисполнение предписания Росфинмониторинга организации назначат штраф до 1 млн руб.