Законно ли требование о представлении пояснений после срока камеральной проверки

Законно ли требование о представлении пояснений после срока камеральной проверки

Что делать, если налоговая требует документы и пояснения


Разберем, какие требования налоговых органов исполнять обязательно, а какие нет. Простые, но полезные рекомендации налогоплательщикам Налоговые органы обладают большим объемом информационных ресурсов, которые поступают из внешних источников и от самих налогоплательщиков. Сведения аккумулируются в информационных системах и автоматически обрабатываются, что позволяет:

  1. анализировать, проверять налоговую отчетность и выявлять факты уклонения от уплаты налогов, не выходя к налогоплательщику.

Распространяется практика, когда налоговые органы проводят налоговый контроль удаленно:

  1. через интернет запрашивают пояснения по фактам, которые они выявили, истребуют необходимые документы, предлагают налогоплательщикам самостоятельно исправить ошибки и представить уточненную декларацию.

Факт: количество требований в адрес налогоплательщиков будет расти:

  1. ФНС хочет ввести в автоматизированные системы контроля данные онлайн-касс и сведения, получаемые из банков;
  2. развивается дистанционный контроль деятельности налогоплательщиков (План деятельности ФНС России на 2021 год, утв. Минфином России 19.02.2021);
  3. автоматизировано будут обрабатываться также дополнительные данные, получаемые из государственных и других органов.

В каких случаях налоговая инспекция может направить требование Все права налоговых органов по направлению требований по представлению документов и пояснений регламентирует Налоговый кодекс.

Права налоговых органов по истребованию пояснений, информации и документов в полной мере относятся не только к налогам, но и к страховым взносам.

Случаи, когда налоговая направляет требования представить пояснения, информацию и документы, регламентируют ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ. Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог Это один из самых распространенных случаев.

  1. По какой форме налоговая представит требование: «» — форма приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № может налоговая инспекция: запросить пояснения либо предложить налогоплательщику самостоятельно исправить ошибку и представить уточненную декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Важно: налоговая может потребовать только дать пояснения либо представить уточненную декларацию, а не документы.

  1. Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  1. Право, но не обязанность: приложить к пояснениям документы.
  2. Обязанность: представить в пятидневный срок пояснения либо признать, что допустил нарушение или ошибку и представить уточненную налоговую декларацию.

Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы

  1. Что может налоговая инспекция: при камеральной проверки налоговая вправе потребовать не только пояснения, а именно документы. Но только в случаях, указанных в статье 88 НК РФ:

Налоговые проверки на ОСНО и УСН Онлайн-курс в Контур.Школе.

Образцы документов. Онлайн-тесты.

Удостоверение 40 ак.часов

  1. выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.
  2. в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  3. представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  4. в декларации заявлены льготы — налоговая вправе истребовать документы, подтверждающие их;
  5. представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков, например:

  1. по налогу на прибыль заявлен инвестиционный вычет;
  2. в декларации по акцизам есть отдельные виды налоговых вычетов;
  3. представлена декларация по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
  1. По какой форме налоговая представит требование: «». Форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст.

    93 НК РФ.

3 способа вручения требования (п.1 ст.

93 и п. 4 ст. 31 НК РФ) Способ вручения требования Срок, когда налогоплательщик получил требование 1.

Лично налогоплательщику или его представителю под расписку День вручения требования 2. По почте заказным письмом Шестой день с даты отправки 3. Через интернет:

  1. b) через личный кабинет налогоплательщика
  2. a) по ТКС; или

a) Особый срок для ТКС: плательщик обязан направить квитанцию о приеме документа.

Дата, указанная в этой квитанции, считается днем вручения. b) Следующий день после размещения 4.

Через МФЦ Следующий день после получения его МФЦ Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов.

Правила направления требования одинаковы для выездной и камеральной проверки.

  1. При выездной проверке могут истребовать все необходимые для проверки документы (п. 12 ст. 89 НК РФ).
  2. При камеральной действуют ограничения, о которых мы рассказывали выше.

Обратите внимание, что указано в требовании В требовании о представлении документов налогоплательщика в связи камеральной проверкой его декларации по налогам должна быть ссылка только на ст. 93 НК РФ — указывается всегда, так как в ней установлены общие правила по истребованию документов.

Если помимо нее есть ссылка на ст.

93.1 НК РФ, то требование направлено по другой причине — налоговая получает информацию в отношении контрагента налогоплательщика или по конкретной сделке.

Если в требовании указана только ст. 93 и из требования видно, что запрашиваются документы в связи с проверкой декларации самого налогоплательщика, а не его контрагентов, то права налогового органа ограничены:

  1. временным периодом, так как можно запрашивать только документы за период, за который сдана декларация, ведь проверяется именно это декларация;
  2. перечнем документов, ограниченным ст. 88 НК РФ (см. выше).
  1. Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  1. Для консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных организаций, оказывающих электронные услуги и состоящих на налоговом учете в РФ, установлены более продолжительные сроки: 20 и 30 дней соответственно.
  2. Обязан представить истребуемые документы в течение 10 дней.
  1. Если налогоплательщик не может представить документы в срок

Уведомьте об этом налоговый орган, который требует представить документы:

  1. не позднее следующего дня за днем получения требования.

    К сожалению, направление уведомления не гарантирует, что вам продлят сроки представления документов.

    Налоговики могут вынести решение о продлении срока или отказать в продлении.

    Это правило действует и в нижеприведенных случаях.

Ситуация 3.

Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у вас запрашивает документы, т.к.

вы его контрагент или обладаете информацией, связанной с проверяемым налогоплательщиком

  1. Особенность: в требовании будет две ссылки на ст. 93 НК, так как в ней установлены общие правила истребования документов, и на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Ссылка должна быть именно на п. 1 ст. 93, а не на п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 93 НК, так как они устанавливают иные основания для истребования документов.
  2. По какой форме налоговая представит требование: как в случае 2, по форме . Такое требование направляет налоговая инспекция, в которой лицо состоит на учете. Она действует по поручению той инспекции, которая проводит налоговую проверку плательщика, в отношении которого запрашиваются документы.
  3. Что может налоговая инспекция: истребовать документы по п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Форма требования предполагает, что налоговый орган должен указать, по какой конкретно проверке (дополнительному мероприятию налогового контроля) запрашиваются документы или информация. Заполнять эту строку требования налоговики не обязаны.

По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции. Об этом напомнил и Минфин России в Письме от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.

  1. Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  1. Исполнить требование в срок пять дней. Его могут продлить, если направите уведомление, что невозможно исполнить требование в установленные сроки.

Ситуация 4: налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки Этот случай предусмотрен п.

2 ст. 93.1 НК РФ. Формулировка в этом пункте расплывчатая.

Можно запрашивать документы, когда:

  1. «возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки». Поэтому налоговые органы запрашивают практически любые нужные им документы или информацию.

Они добавляют ссылку на этот пункт дополнительно, когда истребуют документы в связи с проверкой контрагента на основании п.

1 ст. 93.1 НК РФ. Как мы сообщали ранее, ст. 93 НК РФ указывается всегда, так как в ней определены общие правила по направлению требований и получению по ним документов.
  1. Особенность: порядок истребования документов, информации по сделке такой же, как и при проверке контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но есть отличие по срокам, когда надо представить документы: в течение 10, а не 5 дней.

Пунктами 1.1 и 2.1 ст.

93.1 НК РФ предусмотрено еще два основания, по которым налоговые органы вправе потребовать документы:

  • Истребование документов в отношения имущества, если на это имущество обращено взыскание и задолженность по налогам составляет более 1 млн руб.
  • Проверка деклараций (расчетов) инвестиционного товарищества и его участников.

Эти случаи не так распространены для большинства компаний, поэтому в этой статье мы их не рассматриваем.

Пришло требования от налоговой инспекции.

Что делать?

  1. Определите основание, по которому направлено требование. Если это требование о представлении пояснений (форма приложения № 4 к Приказу № ММВ-7-2/[email protected]), а не документов, направляйте в налоговую именно пояснения. Документы прилагайте, только если это в ваших интересах. Если видите, что действительно допустили по декларации ошибку, представьте уточненную декларацию.

Если налоговый орган проводит камеральную проверку вашей декларации, то он должен указать в требовании только ст. 93 НК. В этом случае проверьте соответствие перечня запрашиваемых документов положениям ст.

88 НК РФ:

  1. Пример 2. Запрашивают документы в связи с выездной или камеральной проверкой вашего контрагента (п.1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговики должны запросить только документы по взаимоотношениям с этим контрагентом и не более.
  2. Пример 1. Запрашивают документы, поскольку вы направили декларацию по НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). В этом случае вы обязаны представить только документы, связанные с налоговыми вычетами: счета-фактуры, первичные документы по оприходованию товаров, принятию к учету работ, услуг и т.п. Возможно, налоговый орган потребовал представить документы из-за того, что выявил противоречия по операциям НДС в вашей декларации или в связи со сверкой данных деклараций других плательщиков НДС. Тогда вы обязаны представить только документы, относящиеся именно к этим операциям.

Важно: если запросили документы по сделке, то объем запрашиваемых документов должен ограничиваться одной сделкой.

Главный вопрос: представлять или нет документы, если все же налоговики превысили свои полномочия Рекомендация: прямо не отказывайте в представлении документов.
Налоговая может оштрафовать за отказ:

  1. 10 000 руб. за сам факт непредставления документов, если документы запрошены в отношении вашего контрагента или по сделке (п. 2 ст. 126 НК РФ).
  2. 200 руб. за один непредставленный документ, если документы запрошены в отношении вас (п. 1 ст. 126 НК РФ);

Придется доказывать свою правоту в суде, а судебная практика по таким спорам противоречива.

Но и бездействовать тоже нельзя.

  1. Определитесь, есть ли возможность вообще представить запрошенные документы. Вы не обязаны составлять и, соответственно, представлять документы, не предусмотренные законодательством. Например, налоговая инспекция запросила журнал учета въезда и выезда автотранспорта. Ведение такого журнала законодательством не установлено, и у вас его просто может не быть. Тогда сообщите, что его нет.

Если местная налоговая инспекция превышает полномочия, вы можете сразу по получению требования:

  1. обжаловать их в вышестоящий налоговый орган — управление ФНС по субъекту РФ.
  2. запросить у этой инспекции пояснения по действиям; либо

Наиболее эффективное действие — официальное направить жалобу в порядке ст. 139 НК РФ. Бесплатные вебинары в Контур.Школе Изменения в учете.

Практические ситуации. Судебная практика Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговую, требование которой обжалуется (п.1 ст. 139 НК РФ). По сути, местная налоговая обязана принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, то есть в отношении самой себя (п.

1 ст. 139 НК РФ). Налоговые инспекции, зачастую, понимая, что их действия нарушают права налогоплательщика, корректируют их и предлагают плательщику отозвать жалобу, чтобы не портить» показатели своей деятельности.

Если после получения жалобы местная налоговая не изменила свои действия и все же пришлось представить все запрошенные документы, вам все равно пригодится решение вышестоящего налогового органа, чтобы понимать его позицию:

  1. будет понятно, по каким моментам можно отстоять свои права в налоговой, а по каким придется обращаться в суд.

Ниже в разделе «Шпаргалка» скачайте подборку — выводы, которые сделали Минфин и ФНС России в своих письмах, а также судебные разбирательства по вопросам представления налогоплательщиками истребуемых документов.

  1. Учитывайте, что судебная практика по вопросам истребования широка и есть противоречивые судебные решения.
  2. Эта подборка поможет вам принять правильное решение по представлению документов, также ее можно использовать в качестве аргументов при обжаловании действий налоговиков.

Шпаргалка В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  1. Шпаргалка от Контур.Школы.

    Истребование документов. Подборка судов и писем 747 КБ

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

29 988 Подписываясь, вы соглашаетесь на и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур.

Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем бухгалтеров и главных бухгалтеров коммерческих организаций Строкова Е. В. Вебинар, 8 июня, 10:00 мск Букина О.

А. Вебинар, 29 июня, 10:00 мск Бесплатно для Экстерна Бесплатно для Экстерна Каждый месяц для абонентов Контур.Экстерн доступно два новых вебинара. Участвуйте и оставайтесь в курсе изменений в законодательстве и бухгалтерской практике Для доступа к вебинару авторизуйтесь на сайте по сертификату абонента Контур.Экстерн Новикова Т.

А. Запись вебинара Статьи по теме

Требования налоговиков о пояснениях: штрафы, сроки, пример

Как известно, если в процессе «камералки» в налоговой декларации будут выявлены различного рода ошибки, противоречия и несоответствия сведениям, имевшимся у налогового органа, он сообщает об этом налогоплательщику и требует от него представить (в течение пяти дней) необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Тем самым реализуется возможность урегулирования потенциально налогового спора. Причем эти действия налогового органа являются не только правом, но и обязательной процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки.

В статье пойдет речь о том, как ответить на требование ИФНС о дачи пояснений.

Полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов (тем более обнаружения признаков налогового правонарушения) обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию (Определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О). Пунктом 3 ст. 88 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа при обнаружении ошибки в представленных налогоплательщиком документах поставить его в известность для исправления (Определение ВАС РФ от 30.11.2007 N 15699/07). Таким образом, п. 3 ст. 88 НК РФ установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Соответственно, ИФНС может запросить пояснения у вашей организации при проведении камеральной проверки. При выездной проверке инспекторы могут запрашивать пояснения по выявленным нарушениям, чтобы уточнить вашу позицию по ним ().

Организация так же может представить пояснения и без требования ИФНС, например при подаче уточненной декларации.

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Квитанцию о получении требования бухгалтер должен отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней после даты получения соответствующего требования (п.

5.1 ст. 23 НК РФ). Как уже было отмечено, требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами указанного срока). При этом компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (подп.

11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ). Ответственности по ст.

126 НК РФ не будет. В своих разъяснениях чиновники указывают, что по общему правилу камеральная проверка длится три месяца и этот срок не продлевается. При этом использование доказательств, полученных после окончания проверки и до составления соответствующего акта, возможно при условии направления требования о представлении документов только в пределах сроков, предусмотренных нормами Налогового кодекса (, ). Так же считают и судьи (п. 27 постановления ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Однако игнорировать требование рискованно, поэтому в подобных ситуациях нужно ответить на запрос мотивированным отказом со ссылкой на п. 2 ст. 88 НК РФ, разъяснения чиновников и практику высших судов.

Обратите внимание: если до окончания камеральной проверки компанией представлена уточненная декларация (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). В разъяснила, что под моментом окончания камеральной проверки следует понимать истечение предусмотренного п.

2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

Налоговики могут запросить документы, потребовать представить пояснения либо внести соответствующие исправления в декларацию при проведении как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). На представление документов компании отводится 10 рабочих дней после даты получения такого сообщения из ИФНС (п.

3 ст. 93 НК РФ). В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, ). По остальным налогам пояснения составляются в произвольной форме. Если не составить пояснения либо представить не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года — на 20 000 руб.

(ст. 129.1 НК РФ). Кроме того, непредставление пояснений (сведений) в установленном формате XML на требование налоговиков влечет административную ответственность для должностных лиц компании по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 14.11.2017 N 5-3446/2017). Пояснения составляются в произвольной форме.

А при камеральной проверке декларации по НДС — в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п.

3 ст. 88 НК РФ, ). Содержание пояснений зависит от того, есть ли в декларации ошибки и насколько они существенны (каков их характер). Поэтому, получив из ИФНС требование о представлении пояснений, проверьте, правильно ли вы заполнили проверяемую декларацию (расчет).

Вариант 1. Декларация заполнена правильно, и налог к уплате не занижен. Тогда в пояснениях укажите, что вы не допустили ошибок при заполнении декларации и оснований для ее исправления нет. Также разъясните, почему выявленные ИФНС расхождения (несоответствия и т.п.) не являются ошибкой ().

Например, ИФНС нередко запрашивает объяснение причин несоответствия сумм выручки в отчете о финансовых результатах и декларациях по НДС за тот же год.

Это может быть обусловлено тем, что часть ваших операций по реализации товаров (работ, услуг) не облагается НДС.Вариант 2. Ошибки в декларации есть, но они не привели к занижению налога. Часто такие ситуации вызваны сбоями в компьютерных программах или несоблюдением порядка заполнения декларации.

При таких ошибках можно указать в пояснениях причины допущенных ошибок и тот факт, что они не привели к занижению налога.

Вместо пояснений вы можете подать уточненную декларацию, в которой ошибки будут исправлены (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ, ).Вариант 3.

Ошибки в декларации привели к занижению налога.В этом случае вы должны подать в ИФНС уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ, Письмо ФНС от 03.12.2018 N Представлять пояснения в такой ситуации уже не обязательно. Однако вы можете это сделать, если хотите сообщить ИФНС причины допущенных ошибок.

Пояснения можно представить в ИФНС на бумаге или в электронном виде по ТКС. Исключение — пояснения, истребованные при камеральной проверке декларации по НДС. Их можно представить только в электронном виде по ТКС.

Если сдать на бумаге, они будут считаться непредставленными (Письма ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/[email protected], от 11.01.2018 N К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие документы, подтверждающие доводы, которые вы приводите в пояснениях (п. 4 ст. 88 НК РФ). Если истребованные при камеральной проверке декларации пояснения или уточненная декларация не представлены в ИФНС в пятидневный срок, на организацию наложат штраф 5 000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф составит 20 000 руб.

(п. п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).Ответ на требование N 5/53 от 06.08.2018 о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) N 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее.

Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами: 1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу.

В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года.

Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.

2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены.

В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж. Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35%.

3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС.

Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки. «» : Теги:

  1. , главный налоговый консультант

5850 9750 ₽ –40%

  1. © 2001 — 2021, Клерк.Ру.

18+

Процессуальные нарушения при проведении камеральных проверок как основание для отмены решения налогового органа

Фото Михаила Мордасова, ИА «Клерк.Ру» Налоговое законодательство устанавливает жесткие требования к порядку проведения камеральных проверок.

Несоблюдение этих требований сотрудниками налоговых органов может привести к нарушению прав налогоплательщика. От того, насколько значительным является нарушение, будет зависеть перспектива обжалования ненормативного акта налогового органа. В данной статье рассмотрим, какие существенные и несущественные процессуальные нарушения могут быть допущены инспекторами налоговых органов при проведении камеральных проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки (далее – проверка) закреплены в Налоговом кодексе РФ. Отклонение от норм, регулирующих данный порядок, влечет нарушение законодательства о налогах и сборах и может привести к нарушению прав налогоплательщика. Поэтому несоблюдение порядка проведения проверки не раз становилось предметом разбирательства в арбитражных судах.

Но, как показывает практика, далеко не все нарушения суды считают достаточным основанием для отмены решения налогового органа. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся процессуальные нарушения, допускаемые инспекторами налоговых органов при проведении камеральных проверок. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев на основании налоговой декларации, поданной налогоплательщиком в ИФНС (пп.

1 и 2 ст. 88 НК РФ). Независимо от того, когда инспекторы фактически приступят к проведению проверки, срок ее проведения начинает течь со дня, следующего за днем представления декларации (п.

2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Крайней датой окончания камеральной налоговой проверки следует считать последний день трехмесячного срока, установленного ст. 88 НК РФ (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 г.

№ 04АП-2560/2015). Причем законодательство не предусматривает возможность приостановления или продления сроков камеральной проверки (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 г. по делу № А40-85281/11-20-359, письмо Минфина России от 18.02.2009 г.

№ 03-02-07/1-75). Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения проверки и увеличивают его. По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное.

Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г. по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 указано, что пропуск срока в 2–3 месяца не является основанием для отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный в ст.

88 НК РФ, не является пресекательным, и НК РФ не предусматривает последствий его пропуска. Диаметрально противоположную позицию занимают арбитры в случае длительного пропуска срока проведения проверки. Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2014 г.

по делу № А53-33611/2012 указано, что пропуск установленного срока проведения камеральной проверки более чем на 10 месяцев является существенным нарушением порядка проведения налоговой проверки и в силу п. 14 ст. 101 НК РФ служит основанием для отмены решения, вынесенного по результатам данной проверки.

Как видно из содержания судебных актов, нарушение в виде пропуска срока проведения камеральной проверки признается судами существенным в зависимости от того, сколько времени прошло с момента истечения срока.

При этом важно помнить, что в соответствии с положениями ст.

71 АПК РФ суд оценивает имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Поэтому участие в процессе профессионального представителя увеличивает шансы налогоплательщика убедить суд в том, что пропуск срока проведения проверки привел к существенному нарушению прав налогоплательщика и что данное обстоятельство может служить основанием для отмены решения.

Именно такими профессионалами являются налоговые юристы КСК групп, имеющие большой опыт оспаривания решений налоговых органов.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки уполномоченными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ. Данный акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания проверки, однако, нередко налоговые органы нарушают установленный срок.

Причем, как показывает практика, данное нарушение не признается арбитражными судами существенным и не влечет безусловной отмены оспариваемого решения.

Рассматривая подобные споры, суды указывают на нарушение сроков составления акта только в совокупности с иными обстоятельствами, которые влекут за собой отмену решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (постановления ФАС Московского округа от 11.06.2009 г.

№ КА-А40/4759-09, от 22.07.2008 г. № КА-А40/6627-08, ФАС Уральского округа от 22.06.2010 г.

№ Ф09-4601/10-С2). Таким образом, для успешного разрешения спора очень важно выявить все допущенные налоговым органом процессуальные нарушения, а также грамотно подготовить документы для оспаривания ненормативных актов налогового органа.

Успешным опытом оспаривания актов ИФНС по процессуальным основаниям обладают эксперты КСК групп.

В соответствии с положениями п.

5 ст. 100 НК РФ акт камеральной налоговой проверки не позднее пяти рабочих дней с даты его составления должен быть вручен налогоплательщику. На практике довольно часто встречаются ситуации, в которых уполномоченные лица налоговых органов пропускают сроки вручения акта, но при этом суды часто не считают данное нарушение достаточным основанием для отмены спорного решения и становятся на сторону государственного органа.

Например, Девятый арбитражный апелляционный суд, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, в постановлении от 01.07.2015 г. № 09АП-23354/2015 по делу № А40-66417/14 указал, что при осведомленности в проведении инспекцией камеральной налоговой проверки заявитель не предпринял мер по выяснению ее результатов.

Решение по итогам налоговой проверки должно быть принято инспекцией в течение 10 дней с момента истечения месячного срока, который, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, отведен на подачу возражений. Однако в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что неисполнение указанной нормы может повлечь отмену вынесенного решения.

Отчасти поэтому налоговые органы не всегда исполняют предписание закона и нередко выносят решение по итогам камеральной налоговой проверки с опозданием.

Более того, арбитры при разрешении споров, вытекающих из-за нарушения указанной нормы, как правило, становятся на сторону налогового органа.

Так, например, Арбитражный суд Уральского округа (постановление от 20.05.2015 г.

№ Ф09-1745/15 по делу № А50-19374/2014) отказал в удовлетворении требования налогоплательщика, указав, что нарушение сроков при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе месячного срока, установленного п. 1 ст. 101 НК РФ, не является безусловным основанием для признания недействительными решений налогового органа.

В силу абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение инспекторами налоговой службы процедур рассмотрения материалов камеральной проверки является существенным нарушением и в соответствии с указанной нормой является безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Такими процедурами являются:

  • предоставление налогоплательщику возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.
  • обеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;

Нарушение права на участие в рассмотрении материалов часто выражается в неуведомлении проверяемого лица о проводимых в отношении него мероприятий налогового контроля. Так, если налогоплательщик не был извещен о месте и времени проведения процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это может стать основанием для отмены решения налогового органа (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 г.

№ Ф05-15735/2014 по делу № А40-19971/2014). Кроме того, в случае непредставления налогоплательщику возможности в полной мере реализовать право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой, при рассмотрении материалов проверки может повлечь нарушение нормы, закрепленной в п. 3.1 ст. 100 НК РФ, согласно которой налоговый орган обязан формировать приложения к акту налоговой проверки, а именно – прикладывать документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Между тем налоговые органы нередко пренебрегают этой нормой.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что данное нарушение может стать основанием для признания решения недействительным.

Так, например, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал существенными допущенные инспекцией нарушения положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ (постановление от 22.09.2015 г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014).

Суд указал, что уполномоченные лица налоговых органов не предоставили налогоплательщику результаты почерковедческой экспертизы, хотя именно они легли в основу правовой позиции инспекции по вопросу отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентом.

Нарушив указанную норму, налоговый орган лишил налогоплательщика возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой. Более того, налоговое законодательство не предусматривает обстоятельств, при которых налоговый орган освобождается от указанной обязанности, с этим соглашаются и суды. Так, например, в постановлении от 28.10.2015 г.

№ 16АП-3415/2015 по делу № А15-783/2015 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что не может быть таким обстоятельством указание в акте проверки на возможность налогоплательщика самостоятельно снять копии с документов с использованием технических средств. Таким образом, отсутствие у налогоплательщика копий документов (выписок из документов), подтверждающих факты допущенных им нарушений, не позволяет ему в полной мере реализовать свое право на представление объяснений (возражений) по сведениям, содержащимся в этих документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов акта. Из вышеприведенных норм следует, что уполномоченные лица налоговой службы должны предоставить проверяемому лицу возможность в полной мере воспользоваться правом на защиту своих интересов при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки.

В противном случае нельзя говорить о соблюдении процедуры рассмотрения итоговых материалов налоговой проверки и соответственно о вынесении законного решения. Дать объективную оценку действиям сотрудников налоговой службы и добиться отмены акта налогового органа, в том числе по процессуальным основаниям, могут только профессиональные налоговые юристы.

Необходимым опытом решения таких задач обладают специалисты КСК групп.Библиографический список

  • Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 г. № 04АП-2560/2015 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление ФАС Московского округа от 11.06.2009 г. № КА-А40/4759-09, от 22.07.2008 г. № КА-А40/6627-08 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление ФАС Уральского округа от 22.06.2010 г. № Ф09-4601/10-С2 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление АС ВСО от 22.09.2015 г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2015 г. № Ф09-1745/15 по делу № А50-19374/2014 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Письмо Минфина России от 18.02.2009 г. № 03-02-07/1-75 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 г. по делу № А40-85281/11-20-359 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2014 г. по делу № А53-33611/2012 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 г. № 16АП-3415/2015 по делу № А15-783/2015 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 г. № 09АП-23354/2015 по делу № А40-66417/14 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:

Источник: : Теги:

  1. , партнер , эксперт по банкротству, налоговым спорам и структурированию бизнеса

5850 9750 ₽ –40%

Информация для налогоплательщиков по срокам проведения камеральной налоговой проверки и порядку обжалования решений налогового органа

Дата публикации: 19.07.2012 16:38 (архив) Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Непосредственно приступить к проверке налоговый орган может в любой день после того, как вы сдали отчетность.

Однако независимо от того, когда фактически началась проверка, срок ее проведения начинает исчисляться со дня, следующего за днем представления отчетности (п.

2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки установлен в месяцах. Он истекает в соответствующее число третьего месяца проверки (абз.

1 п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Продление трехмесячного срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Также не предусмотрена законодательством и возможность приостановления камеральной проверки (ст.88 НК РФ).

Все действия по проверке (истребование пояснений, документов и т.п.) налоговый орган вправе совершать только в пределах трех месяцев со дня подачи отчетности. Оформление акта камеральной проверки, а также вынесение решения по итогам проверки осуществляются уже после ее окончания, т.е. за рамками трехмесячного срока (абз.

2 п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки и решение по ней оформляются лишь в том случае, если налоговый орган выявил какое-либо нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ). В случае если налогоплательщик подает уточненную декларацию (расчет), то камеральная проверка поданной ранее (первичной) отчетности прекращается. При этом налоговый орган должен прекратить все действия в отношении первичной отчетности (п.

9.1 ст. 88 НК РФ). После этого начинается камеральная проверка непосредственно уточненной декларации (расчета). Срок ее проведения исчисляется со дня, следующего за днем представления уточненной декларации (расчета) (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

В ходе камеральной проверки уточненной отчетности налоговый орган может использовать те документы и сведения, которые он получил при проверке первичной отчетности (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Причем, начиная с 2010г.

повторно требовать у налогоплательщиков представленные ранее документы налоговики не вправе (п.

5 ст. 93 НК РФ). По общему правилу налогоплательщики не обязаны представлять в налоговый орган дополнительные документы для камеральной проверки, если только положениями НК РФ прямо не установлено, что вы сдаете их вместе с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако есть отдельные случаи, когда у Вас все-таки могут запросить документы в связи с проведением камеральной проверки, а именно: 1) при применении льгот по проверяемому налогу (п. 6 ст. 88 НК РФ); 2) при проверке декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению (абз.

2 п. 8 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст.

176, п. п. 1, 11 ст. 176.1 НК РФ); 3) при камеральной проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ). С 1 января 2012 г. ст. 88 НК РФ дополнена п. 8.1 (пп.

«б» п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ).

Согласно нововведениям налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа (п. 8.1 введен Федеральным от 28.11.2011 N 336-ФЗ).

Истребование указанных документов осуществляется в порядке, который предусмотрен ст. 93 НК РФ. Если в ходе камеральной проверки налоговый орган обнаружил какие-либо нарушения, он вправе истребовать документы и информацию о вашей деятельности у ваших контрагентов или иных лиц, которые ими обладают (п.

1 ст. 93.1 НК РФ). В процессе камеральной проверки налоговики вправе потребовать от налогоплательщика пояснения. Это возможно в том случае, если в представленной отчетности обнаружены ошибки или несоответствия между отчетностью и имеющимися уже у налогового органа документами и сведениями (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик при представлении таких пояснений может дополнительно приложить к ним подтверждающие документы, например выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации (расчете) (п.

4 ст. 88 НК РФ). Акт камеральной проверки составляется в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). При рассмотрении материалов проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий, в том числе и об истребовании у налогоплательщика документов (п.

6 ст. 101 НК РФ). Решение по итогам налоговой проверки вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику (п.

9 ст. 101 НК РФ). Решение выносится в течение 10 рабочих дней после истечения срока для представления возражений на акт налоговой проверки (15 рабочих дней), который, в свою очередь, отсчитывается от даты получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с решением, которое вынес налоговый орган по проведенной камеральной проверке, он может его обжаловать в порядке, установленном ст.

ст. 101.2, 137 — 140 НК РФ. Порядок обжалования решений налогового органа: — о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; — об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Между тем налогоплательщик вправе обжаловать и иные решения налогового органа (а также его действия и бездействие), принятые в ходе проведения налоговых проверок, например: — решение о проведении выездной налоговой проверки ( НК РФ); — решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки ; — решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов ( НК РФ); — решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки ( НК РФ); — решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля ( НК РФ); — постановления о назначении экспертизы, производстве выемки (, НК РФ); — требование о представлении документов ( НК РФ) и т.п.

Порядок обжалования установлен НК РФ. По общему правилу, предусмотренному , подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Другими словами, налогоплательщик вправе обжаловать решения налогового органа: — сразу в суд; — одновременно в вышестоящий налоговый орган и в суд; — в вышестоящий налоговый орган.

Это правило не распространяется на обжалование решений налогового органа: — о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; — об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Для обжалования таких решений НК РФ предусмотрен специальный порядок. Для обжалования решений налогового органа, не связанных с привлечением к ответственности, как в арбитражный суд, так и в вышестоящий налоговый орган установлен единый срок для обращения: три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав ( НК РФ).